Джемиль Аксу: необходима экологическая борьба с колониализмом
Джемиль Аксу заявил, что антиколониальная борьба в Курдистане — это также и экологическая борьба, и призвал к более активному участию в защите природы и ее ресурсов.
Джемиль Аксу заявил, что антиколониальная борьба в Курдистане — это также и экологическая борьба, и призвал к более активному участию в защите природы и ее ресурсов.
Турецкие оккупанты реализуют модель неоколониальной эксплуатации в Северном Курдистане. Ресурсы эксплуатируются чрезмерно, строятся гидроэлектростанции, а прибыль направляется на Запад. Представитель экологического движения Pollen-Ecology Джемиль Аксу считает, что действия турецких оккупантов в Северном Курдистане приводят к двойному разрушению. «Первое связано с колониальным статусом Курдистана и вытекающим отсюда отрицанием существования курдской нации и подавлением ее борьбы за свободу. Второе - из-за экономической политики».
В интервью ANF Аксу охарактеризовал турецких оккупантов как режим чрезвычайного положения, который существует с момента его основания и приобрел новую форму, особенно после 2015 года. Аксу пояснил: «Правители даже не уважают свою собственную конституцию и свои собственные законы. Законодательная, исполнительная и судебная власти объединены в президентском дворце. Все протесты и забастовки в защиту прав и справедливости жестоко подавляются. Этот чрезвычайный режим стал мишенью для местного экологического сопротивления, а также для других движений социальной оппозиции».
«ПРАВОВОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - ЭТО СТОЛПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ»
Аксу отметил, что двумя основными столпами экологической борьбы являются конкретное сопротивление и правовые инициативы. Активист продолжил: «Несмотря на чрезвычайные репрессии, борьба экологического движения на местном уровне достигла прогресса в обоих смыслах. Однако необходимо видеть, что местные экологические движения имеют организационные и политические ограничения; что они испытывают большую дезорганизацию перед лицом чрезвычайного положения, в котором закон приостановлен, в котором полиция и военная полиция действуют как охрана заводов, а компании и правительство пытаются навязать свои проекты силой. Чтобы преодолеть эту дезорганизацию, мы должны призвать к новой мобилизации».
«КОМПАНИИ ГРАБЯТ СТРАНУ»
Аксу подчеркнул роль компаний в уничтожении окружающей среды в Турции и Курдистане, указав, что они могли бы получать треть, а некоторые даже удвоенную прибыль. Он продолжил: «Ради их прибыли рабочие гибнут в результате профессиональных убийств [социальные движения в Турции и Курдистане называют так называемые несчастные случаи на производстве «профессиональными убийствами»] и профессиональных заболеваний. Люди и природа гибнут из-за разрушения окружающей среды. Разрушение окружающей среды усиливается как на региональном, так и на глобальном уровне. Вот почему мы должны призвать к новой мобилизации для экологической борьбы и подняться повсюду».
«КОЛОНИАЛЬНОЕ ПРАВО ПРИМЕНЯЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ»
Аксу подчеркнул, что в Курдистане практикуется колониальное право и проводится двойная политика разрушения: «Речь идет о колониальном статусе Курдистана и отрицании основанной на нем курдской нации, а также о подавлении ее борьбы за равенство и свободу. Второй фактор — это роль капитала в международном разделении труда и связанная с ним экономическая политика. Вследствие первого фактора Курдистан на протяжении многих лет подвергался экономической и политической политике депопуляции. Такие «инвестиции», как проект GAP [Проект Юго-Восточной Анатолии] и другие плотины, служат одновременно средством «политики безопасности» и превращения рабочей силы и природной энергии региона в ресурс для капитала. Эта двойная политика разрушения направлена на то, чтобы растворить единство курдской нации и использовать дезорганизованное население в качестве дешевой рабочей силы в промышленности, промышленных зонах и сфере услуг в городах. Это не просто утверждение, это то, о чем писали планы капиталисты».
«ЕСЛИ КОЛОНИАЛИСТЫ УНИЧТОЖАЮТ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ТО МЫ ДОЛЖНЫ ЕЕ ЗАЩИЩАТЬ».
Аксу отметил, что колониализм — это система, при которой и земля жестоко эксплуатируется, и все живые существа подвергаются жесточайшему насилию. «Мы видели и испытали тысячи форм этого. В Курдистане существует очень серьезная проблема засухи. Плодородные земли в бассейне Тигра теперь засаживаются генетически модифицированной кукурузой компании Bayer. Леса на склонах Джуди продолжают вырубать. Каждое лето дубовые леса сжигают из «соображений безопасности». Компании могут вести любую деятельность, не соблюдая закон. На берегах Мурата, притока Евфрата, компании и государство поощряют добычу цианистого золота, как, например, в Иличе (Лиджик). Бассейны Тигра и Евфрата превратились в зоны экологического опустошения из-за добычи полезных ископаемых, городских отходов и промышленного сельского хозяйства. Поэтому борьба с колониализмом обязательно должна быть экологической борьбой. Если колонизаторы хотят сделать землю бесплодной, мы обязаны защищать леса, реки и сельскохозяйственные угодья. Как мы можем жить на обезлесенной, засохшей, бесплодной земле!».
«ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЫТАЕТСЯ ЗАЩИТИТЬ ДЕРЕВО, НО ТЕРЯЕТ ИЗ ВИДУ ЛЕС».
Аксу заявил, что самая главная слабость экологического движения в Турции заключается в том, что оно ориентировано исключительно на проблемы; поэтому оно действует только в рамках проектов и кампаний. «Вопрос должен заключаться в том, как может случиться, что в один прекрасный день компания может оказаться на пороге собственной деревни. Вопрос в том, откуда компания получает эту власть, какие политические и экономические сети дают ей эту силу. Политические аспекты борьбы и системное измерение всегда отодвигаются на задний план из-за «срочности» проблемы или вообще не ставятся на повестку дня. Поэтому, пытаясь защитить дерево, вы теряете из виду лес».
Аксу сказал, что экологическая перспектива должна рассматривать все живые существа как часть единого целого и выходить за рамки национальных, религиозных и т. д. границ. По его словам, экологическое сознание в Турции в этом отношении довольно отсталое. Так, те, кто защищает лес, охотятся на животных в нем, а те, кто борется за права животных, не борются за их среду обитания — леса. Веганы, борющиеся против видоизменений, не заботятся об условиях эксплуатации рабочих; те, кто борется против гидроэлектростанций, электростанций и шахт в своей деревне, остаются равнодушными к судьбе тех, кто испытывает те же проблемы в других местах.
«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЗАБОТА АКТИВИСТОВ»
Аксу объяснил, что необходимо избавиться от поверхностного мнения, что экологические проблемы — это проблема «экологов». Он сказал: «Мы должны перестать рассматривать экологию только как вопрос «деревьев и цветов». Ежегодно не менее 20 000 рабочих погибают в результате медленного насилия, вызванного грязной деятельностью компаний. В то время как текстильные компании в Денизли и промышленные комплексы в Ушаке увеличивают свои прибыли, поля, жители деревень и особенно дети отравляются и умирают от экологического разрушения в бассейне Бююк Мендерес, куда сбрасываются сточные воды с этих фабрик. Катастрофа в Иличе не только унесла жизни девяти рабочих, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе приведет к гибели всего живого в бассейне Евфрата. Кривая экологического кризиса не идет волнами, как экономический кризис, а постоянно растет».
«ОРГАНИЗАЦИЯ СРОЧНО НЕОБХОДИМА»
В связи с этим Аксу отметил, как важно организовать работу в соответствии с серьезностью и срочностью ситуации. Он сказал: «В созданных организациях должны последовательно соблюдаться некоторые принципы, такие как демократическое участие, гендерное равенство, регулярные встречи, контроль за принятыми решениями и чувство ответственности. Несомненно, борьба за экологию, как и любая борьба, прогрессирует за счет ее расширения. Это практика. Учимся, делая, и действуем, учась, но это не может происходить спонтанно. Мы должны посмотреть на тех, кто был до нас, чего они добились, почему потерпели поражение и т. д., и извлечь из этого уроки. Мы должны учиться на своих ошибках и призывать к мобилизации для новой эры».