Чия Курд: если не бороться, оккупация никогда не закончится
Пока мир молчит, а народы Сирии не ведут борьбу, турецкая оккупация не прекратится, заявил Бедран Чия Курд, представляющий Автономную администрацию Северной и Восточной Сирии.
Пока мир молчит, а народы Сирии не ведут борьбу, турецкая оккупация не прекратится, заявил Бедран Чия Курд, представляющий Автономную администрацию Северной и Восточной Сирии.
Бедран Чия Курд, заместитель сопредседателя Исполнительного совета Автономной администрации Северной и Восточной Сирии, побеседовал с «ANF» о резолюции Европейского парламента «Конфликт в Сирии: десять лет после восстания», трехсторонней встрече Катара, Турции и России, развитии событий в Идлибе и недавней дислокации турецких войск в Сирии.
– В своей резолюции Европейский парламент признал турецкое присутствие в Сирии оккупацией и призвал Турцию вывести войска. Может ли развитие событий пойти иначе в обозримом будущем?
– Позиция ЕП верна, мы поддерживаем ее. Мы рассматриваем эту резолюцию как позитивный шаг на пути к решению сирийского кризиса и хотели бы, чтобы она была реализована на практике. Для того чтобы оккупация и нарушения прав человека прекратились, нужно работать. Оккупация территорий страны не позволяет разрешить кризис в Сирии. Пока части страны оккупированы, пока там в большом количестве присутствуют войска, нельзя достичь политического решения. Политическое решение подразумевает окончание оккупации. Это нужно принять за основу работы и приняться за дело. Мы верим, что оккупация закончится, если к этому есть стремление и если решения будут приняты на международном уровне. Однако определенные стороны не занимают четких позиций, соблюдая свои интересы. В результате оккупация Сирии может продолжаться, а кризис – усугубляться. Страдают от этого народы Сирии.
– Европарламент определил СДС как союзника. Можем ли мы предположить, что в ближайшем будущем будет признан статус Автономной администрации?
– Международная коалиция против ИГИЛ* включает 79 стран и организаций, она также признала СДС партнером по альянсу. Совместная борьба против терроризма идет уже пять лет. С военной точки зрения здесь были сделаны важные шаги. Но, чтобы сохранить этот прогресс, политическое признание тоже необходимо. С Автономной администрацией должен наконец начаться политический диалог. Без политического признания в регионе не может быть длительной политической стабильности. Автономную администрацию должны рассматривать как официального представителя народов северо-востока Сирии. За это мы и боремся. За политическое признание, и ради этого мы ведем диалог со странами коалиции.
– 11 марта прошла встреча Турции, России и Катара. Как это событие повлияет на ситуацию в Сирии?
– Действия России и Турции наперекор арабским странам – не новость. После того как Женева и Астана не дали результатов, они были вынуждены пересмотреть свои методы и политический подход. США и Израиль оказали давление на Россию и Турцию, чтобы вывести Иран за рамки формата Астаны. Но напротив, некоторые арабские государства должны войти в этот механизм, и самое заметное из них – Катар, поддерживающий политический ислам. Катар финансировал «оппозиционные» группировки в течение всей сирийской войны. Даже возникновение групп, руководствующихся политическим исламом в Сирии, финансировалось Катаром. Эти группы снова получат дополнительную выгоду благодаря финансированию Катара.
Россия продолжает поддерживать сирийский режим. На территориях, подконтрольных Дамаску, длится серьезный экономический и социальный кризис. Россия помогает режиму оставаться на ногах и не рухнуть. Это требует экономической поддержки. Было решено использовать денежные средства Катара на сирийских территориях.
– Несмотря на Сочинское соглашение, в Идлибе и других подконтрольных Турции районах продолжаются бои. Видите ли вы возможность войны между Турцией и Россией или сирийским режимом в Идлибе и на других оккупированных территориях?
– Сочинское соглашение действует с 2018 года. Оно определяет районы, в которых присутствует Турция. Было определено, какие силы и где сохраняют свое присутствие, а откуда они должны уйти. Также было достигнуто соглашение о том, что дорога от Алеппо до Дамаска и от Алеппо до Латакии контролируется Россией и сирийским режимом. Тем или иным образом, Россия и Турция хотят придерживаться этого соглашения, но другие стороны – сирийский режим, Иран, некоторые радикальные группировки, пользующиеся поддержкой Турции, – хотят уничтожить этот альянс.
Время от времени начинаются боестолкновения, создающие впечатление, что альянс между Турцией и Россией под угрозой, но наши наблюдения говорят о том, что он, напротив, развивается. Недавно были заключены некоторые экономические соглашения. Это знаменует, что территориальной войны между Россией и Турцией не будет. Обе стороны пытаются искать политические и дипломатические решения. С такими вводными Турция и Россия вступают в союзы с арабскими странами, такими как Катар. Возникают новые соглашения и механизмы, возможно, с целью решения сирийского кризиса.
– Турецкая армия разместила в Сирии масштабный войсковой контингент, и это коснулось всех оккупированных с начала войны территорий. Некоторые источники утверждают, что это было крупнейшее развертывание войск на этот день. Что это значит?
– Турецкое государство хочет сделать свою оккупацию постоянной, и это касается всех оккупированных территорий. Признаков отступления нет. Заявляется, что турецкое присутствие в Сирии обеспечит стабильность и возвращение беженцев. Это ложь. Турция получает выгоду от оккупации Сирии. Хорошо известно, какие планы и проекты преследует Турция на Среднем Востоке.
Турция оккупировала не только Сирию, но и значительные территории Ирака. Анкара отправляет войска в Ливию и Азербайджан, дабы достичь мечты о возвращении границ, определенных в Mîsâk-ı Millî (Национальном обете Турции). Она действует ради своей мечты об Османской империи и ведет себя на Среднем Востоке соответствующе. Потому в Идлиб идут войска, на западе Алеппо оккупация, в Сарекание и Гре Спи строятся военные базы, и цель в том, чтобы это не прекратилось. Турецкое государство внедряет систему администрирования на оккупированных им территориях. Оно действует там в таких сферах, как образование и торговля, что тоже признак желания Анкары остаться там навсегда. Ничто не позволяет предположить, что она отступит в течение года-двух. Это нужно принимать во внимание, и об этом мы не должны молчать. Если молчит весь мир, а народы Сирии не борются против оккупации, турецкая оккупация не прекратится.
* - террористическая организация, запрещена в РФ