На фоне украинской войны атаки Турции на автономный регион северной и восточной Сирии становятся все более агрессивными. Ежедневно бомбы и снаряды обрушиваются на населенные пункты вдоль границы с оккупированной Турцией зоной, а беспилотники государства НАТО совершают точечные убийства. Тем временем режим в Дамаске вводит жесткое эмбарго на некоторые регионы. Особенно пострадали курдские кварталы Шейх Максуд и Эшрефийе (Ашрафия) в Алеппо. Они де-факто окружены режимом. В результате кантон Шехба, граничащий с Алеппо, также попал под блокаду.
Бедран Чия Курд, заместитель сопредседателя Исполнительного совета Северной и Восточной Сирии, теперь предостерегает от союза между Дамаском и Анкарой. «Тот факт, что Дамаск формирует такой союз, означает, что режим участвует в турецких планах. Это представляет большую опасность для народа Сирии», — сказал Курд в интервью ANF.
Какова текущая ситуация вокруг районов Шейх Максуд, Эшрефийе и Шехба? Каков статус эмбарго?
Осада — серьезный кризис. Это также касается Камышло и Хасеке. Как Автономная администрация северной и восточной Сирии, мы против эскалации этого кризиса и роста напряженности. Однако режим усиливает враждебность в своей политике. Хотя в последние дни были предприняты большие усилия для урегулирования как ситуации в Шейх Максуде и Эшрефийе, так и ситуации в Камышло и Хасеке, к сожалению, позиция режима до сих пор не изменилась. Россия хотела быть посредником, чтобы эта проблема решалась, а не разрасталась. По нашей последней информации, режим усилил свои позицией 4-й дивизии (блокпосты между режимом и автономными районами находятся в ведении 4-й дивизии). Не нужно обманывать себя и верить, что все, что говорят представители режима является правдой. Это также вынуждает нас предпринять некоторые шаги. Хотя мы и не хотим, чтобы проблема разрасталась еще больше, мы должны действовать. За все, что будет происходить, несет ответственность режим в Сирии.
Чего хочет режим?
Сотни тысяч жителей Шейх Максуда и Эшрефийе, а также региона Шехба столкнулись с эмбарго и окружением со стороны сирийского режима. Такое отношение и политика направлены на то, чтобы сломить волю нашего народа и заставить его сдаться. Именно так режим хочет навязать свою политику. Режим, проводящий эту политику на протяжении многих лет, ничего не сделал для решения проблем в Сирии. Наоборот, это усугубило проблемы и создало причины для бегства из страны. Примером тому является то, что произошло в Гуте и Хомсе. Теперь режим хочет применить ту же политику в Шейх Максуде, Эшрефийе и Шахбе. Эта политика привела к массовым демографическим изменениям и бегству.
Однако режим не может сломить волю народа. В частности, жители Шейха Максуда и Эшрефийе годами вели оборонительную борьбу, особенно против джихадистских группировок. В этих районах сотни погибших в боях. Они защищали свою жизнь и продолжают это делать. Поэтому такая политика никогда не сможет сломить волю нашего народа. Режим никогда не победит перед лицом сопротивления нашего народа. Ему придется переосмыслить свою политику и примириться со всеми составляющими населения. Но вместо этого правительство Дамаска сохраняет свой старый иерархический и монистический образ мышления. Автономия и воля народа не признаются режимом. Он хочет восстановить свое господство во всех регионах. Эта ошибочная политика приведет к еще большим проблемам в Сирии. Следует учитывать специфику каждого региона. В противном случае режим тоже потеряет то, что у него осталось.
Ситуация осады неприемлема. Наш народ никогда не сдастся политике режима. Эти районы уже много лет являются центром нашей политико-демократической борьбы в Сирии и Рожаве. Борьба там превратилась в политико-демократическую борьбу для всей Рожавы.
Режим, поскольку он недавно восстановил отношения с некоторыми арабскими государствами, считает, что может вернуться к прежнему статус-кво. Если Дамаск действительно так считает, то он обманывает сам себя. Режим не сможет вернуться к своей прежней позиции и господствовать над этой страной со своим старым менталитетом. Этого не примет ни народ Сирии, ни страны региона и мира.
Режим считает, что решил проблемы в Дараа и Сувейде и теперь может восстановить свою власть в Шейх Максуде, Эшрефийе и Шехбе. Но режим не решил проблемы на юге Сирии и не может решить проблемы, существующие в Алеппо и Шехбе. Потому что разрешить конфликты с такой политикой невозможно.
Почему эта давняя осада усиливается именно сейчас? Что стоит за этим?
Режим в Дамаске имеет богатый опыт принуждения большинства сирийского народа к капитуляции с помощью политики осады. В этом контексте это действующее годами эмбарго и осада Шехбы и Алеппо. Можно сосредоточиться на двух причинах, по которым блокада и эмбарго расширяются прямо сейчас.
Во-первых, сирийский режим считает, что весь земной шар занят войной между Украиной и Россией и к ней приковано внимание мирового сообщества. В такой ситуации он возможность усилить давление на эти районы и в конечном итоге захватить их. Идея состоит в том, чтобы полностью стереть специфику этих мест. Этот этап понимается как шанс навязать свои правила и сломить волю нашего народа.
Во-вторых, похоже, что в последнее время между турецкой разведкой и сирийским режимом было много переговоров. Такие разговоры, конечно, не новы. Оба режима уже некоторое время пытаются сблизиться. Суть разногласий между Дамаском и Анкарой заключается в их позиции против воли народов северной и восточной Сирии и проекта автономного управления. Главное желание Турции на данный момент – уничтожить завоевания нашего народа и демократической автономной администрации. Разговоры в этом смысле ведутся постоянно. Это вызывает большое беспокойство.
Режим в Анкаре уже одиннадцать лет совершает в Сирии всевозможные преступления, от грабежей до массовых убийств, оккупации и так далее. То, что происходит в Африне, Сарекание и Гире Спи, очевидно. Если режим в Дамаске идет на союз с Анкарой, значит, либо он не видел этих преступлений, либо игнорирует их. Таким образом, режим замешан в действиях Турции и поддерживаемых ею ополченцев в Сирии. Таким образом, Анкара и Дамаск объединяются в своих интересах против местного народа. Это представляет большую опасность для народов Сирии и особенно для тех, кто проживает в нашем регионе. Поэтому многие люди обеспокоены и никогда не примут этого.
У вас есть информация о встречах между турецкой и сирийской разведкой?
Переговоры между турецкой и сирийской разведкой уже давно стоят на повестке дня. Информация об этом постоянно всплывает. Мы следим за этой ситуацией. Насколько нам известно, эти переговоры действительно ведутся. Есть какое-то сотрудничество. На самом деле контакт Сирии с турецкой разведкой никогда не прерывался. Отношения были всегда, но в последнее время эти разведывательные отношения доведены до уровня политико-дипломатических отношений. Насколько известно, Россия выступает посредником в этом процессе. Это касается как улучшения отношений с арабскими государствами, так и трансформации разведывательных отношений с Турцией в политические отношения с целью прорыва политического и дипломатического окружения режима в Дамаске.
Правительство ПСР/ПНД заявило, что встречи с сирийским режимом могут начаться при условии прекращения существования автономной администрации Рожавы. Что вы думаете об этом?
Планы правительства ПСР/ПНД в отношении Рожавы ясны. Анкара работает над уничтожением автономной администрации и нашего региона. Пока это центральный план. И чтобы получить поддержку для этого, турецкий режим готов на любой союз. Будь то с Дамаском, странами НАТО или Россией. Идея состоит в том, чтобы создать фон для новых атак. Разрушение и геноцид необходимы для режима ПСР/ПНД, начавшего избирательную кампанию. При этом в этом году будет сделано все, чтобы усилить враждебность по отношению к курдам. Обе стороны круглосуточно работают над созданием антикурдских альянсов.
Как можно догадаться, атаки на автономные районы на севере и востоке Сирии никогда не прекращались. Будь то беспилотники или минометы, каждый день происходят обстрелы и гибнут люди из гражданского населения. Концепция уничтожения и оккупации наших регионов всегда была на столе Турции, и ее реализация продолжается.
Проходили ли переговоры между Рожавой и Дамаском до или после осады Шейх Максуда, Эшрефии и Шехбы?
Как все заметили, в последнее время не было встреч между Автономной администрацией и Дамаском. Диалог не развивался, потому что режим не хотел его продвигать. Поскольку режим требовал ликвидации всех институтов автономного управления и никоим образом не принимал специфику региона, диалог не мог развиваться.
Наши силы безопасности и Россия пытались урегулировать ситуацию в Камышло и Хасеке, которая сложилась в связи с тем, что произошло в Алеппо и Шехбе. Но пока режим не сделал ни одного шага навстречу. Поэтому, хотя мы этого и не хотим, мы должны сейчас принять какие-то ответные меры.
Россия должна серьезно выполнять свою миссию и роль в этом отношении. Нельзя допускать, чтобы эта проблема развивалась таким образом. Наоборот, Россия должна способствовать решению всех существующих проблем в Сирии путем диалога.
Какова позиция США и России в отношении осады и атак на севере и востоке Сирии?
Действует общее эмбарго и окружение северной и восточной Сирии. Идея состоит в том, чтобы ограничить регион экономически и усугубить здесь проблемы. Есть проблемы со стороны режима. Россия также выступила против открытия пограничного перехода Тиль Кочер (Аль-Ярубия). Точно так же международная коалиция и США не предпринимают серьезных практических усилий в отношении снятия эмбарго и окружения. Неоднократно говорилось, что они хотят вывести северную и восточную Сирию из-под действия Закона Цезаря (Закон США о санкциях в отношении Сирии 2019 года, представленный бывшим президентом США Дональдом Трампом). Но практических шагов нет.
В этом контексте нет ничего, что мы могли бы оценить положительно. Переходы закрыты, и осада продолжается во всех смыслах. Мы следим за заявлениями США. Они говорят, что хотят сделать санкционные послабления для нашего региона, но пока официального решения не принято.
Какие опасности грозят региону?
Экономическое окружение северной и восточной Сирии и нападения со стороны турецкого государства призваны погрузить регион в хаос и настроить людей против Сирийских демократических сил (СДС) и автономной администрации. Таким образом они хотят заставить Автономную администрацию сделать шаги назад по многим вопросам. Если такая ситуация сохранится и возникнет кризис, то от этого выиграет, в частности, ИГИЛ. Все видят, как ИГИЛ реорганизуется и возрождается. Они смотрят на ситуацию в регионе как на возможность возобновить свою деятельность. В первую очередь ответственность за это несут международная коалиция и Россия. Политика против СДС и автономного администрации является большой проблемой. Поэтому сегодня каждый должен адекватно оценивать и действовать в этой ситуации.