Амине Осе: Дамаск не ищет решений сирийского кризиса

Сопредседательница исполнительного совета Автономной администрации Амине Осе заявила, что политика Дамаска намеренно разжигает рознь между курдским и арабским народами, натравливая их друг на друга.

Осе убеждена, что Дамаск не ищет путей решения кризиса, пытаясь, напротив, разделять курдов и арабов.

Сопредседательница исполнительного совета Автономной администрации,  Амине Осе рассказала ИА «ANF» о восстании 12 марта 2004 года, о предшествовавших ему событиях и о том, что произошло позже.

- Какова была политика правительства Дамаска до и после 12 марта 2004 года?

- Без сомнения, 12 марта было спланировано заранее. Резня в Камышло в этот день была частью планов подстрекательства курдского и арабского народов ко взаимной вражде. Позиция режима Баас в контексте этой резни говорила о том, что они стремились вывести на первый план арабский шовинизм. Так режим стремился предотвратить создание возможного союза между курдским и арабским народами. Фактически, революция началась именно тогда, потому что проблемы в Сирии, отношение и подход режима Баас к населению как в социальном, так и в экономическом плане, стали невыносимы. Курды были наиболее чувствительны к таким обстоятельствам, и курдский народ восстал, протестуя в отношении этой политики. Арабский шовинизм режима Баас начал мобилизацию всех своих сил. Он сделал все возможное, чтобы помешать единству и солидарности арабов с курдским народом. Более того, режим проявил крайнюю враждебность к курдам, явно желая начать против них тотальную войну. Они хотели спровоцировать арабский шовинизм, доказывая арабам, что курды хотят разделения Сирии. Собственно, это и было целью режима Баас. Поэтому после 12 марта начались аресты, были запрещены все политические акции и мероприятия. С другой стороны, Дамаск проводил политику блокады, так как хотел заставить курдов бояться собственной тени. Такой политикой власть стремилась уничтожить волю курдского народа и изгнать курдов с их родины, их исторических земель. Восстание, начавшееся в Камышло, быстро распространилось на города Рожавы и даже на крупные города Сирии. Фактически, благодаря этому восстанию проявилось истинное лицо режима Баас, когда его подход и отношение к народам стали видны со стороны. Международное сообщество не поддержало курдов в их стремлении к переменам и преобразованиям в Сирии.

- Какие изменения произошли в Рожаве после 12 марта 2004 года? Действительно ли это была первая искра революции, пламя которой разгорелось 19 июля в Рожаве?

- Исходя из опыта и анализа событий 12 марта, можно сказать, что освободительное движение – это движение народа, который не склоняет головы перед угнетением и властью. Потому мы и говорим, что революция 19 июля случилась благодаря опыту, полученному во время событий 12 марта. События 12 марта дали для Рожавы необходимый опыт, который удалось правильно освоить и интерпретировать. Это сыграло важную роль в революции Рожавы. 12 марта политика отрицания прав народа, политика разрушения была претворена в жизнь. Революция 19 июля организовывалась благодаря опыту 12 марта, и потому для неё была разработана стратегия защиты. В то же время благодаря революции были укреплены отношения с народами региона. Политика режима Баас по разжиганию междоусобиц курдского и арабского народов сменилась курдско-арабским союзом на основе революции 19 июля. Для этого к самой революции была проведена масштабная подготовка. Режим Баас проводил политику отрицания и истребления. После революции 19 июля гнев арабов и других страт населения против режима Баас укрепил союз народов, и так была создана почва для совместной борьбы за перемены и преобразования в стране.

- Как вы оцениваете подход правительства Дамаска к революции в Рожаве?

- После всех 11 лет войны режим не в состоянии найти решение сирийского кризиса, тем более памятуя о его политике отрицания, отстранения народа и его представителей от процесса принятия решений. Есть насущные проблемы, которые необходимо решать. Если режим всерьез настроен искать решение проблем, то он, прежде всего, должен включить в этот процесс весь народ, принимая во внимание исторические события прошлого и боль, которую власть причинила людям. Но режим хочет внушить другим народам мысль о том, что курды хотят разделить Сирию. Режим по-прежнему придерживается своей политики отрицания и провокаций вражды. Если мы ещё раз взглянем в прошлое, то поймем, что инициатива народов региона и все их усилия были направлены на решение проблемы. Таких усилий было сделано немало. Режим же пытается контролировать одновременно инициативы Автономной администрации и инициативы Ассамблеи Демократической Сирии (АДС), политического органа администрации, с помощью военной силы. Режим Баас действует, исходя из логики сохранения своей власти. С началом революции Рожавы Дамаск должен был подойти к сирийскому кризису ответственно, однако, тем временем власть подписывала тайные соглашения с Турцией. Если бы между ними не было такого союза, режим бы жестко отреагировал на вторжение турецких войск в Африн, Гре-Спи и Сарекание. Эта политика, проводимая властями, никак не приведет к решению глубокого кризиса, назревшего в Сирии, и не будет способствовать его спаду.

- Март – месяц резни в истории курдов. 12 марта в Камышло, 16 марта в Халабдже, 17 марта в Ашрафие, 18 марта в Африне...

- Несомненно, отмечая день восстания 12 марта 2004 года, мы на деле напоминаем о сопротивлении курдского народа в те дни. Для курдов март и месяц восстаний, и месяц массовых убийств. Можно сказать, что курдский народ хорошо понимает суть оккупации, резни и хода истории. Потому наш народ решил усилить свою борьбу, чтобы защитить память о случившемся, не забывать об отважных героях, отдавших свои жизни, и реализовать свое право на самооборону.