Сиханок Дибо проанализировал стратегию Турции в Северной Африке во время беседы с журналистом Арсином Чаксу.
С 2014 года в Ливии ведётся прокси-война – война чужими руками). На стороне генерала Халифа Хафтара, представляющего Ливийскую национальную армию (ЛНА), выступают Россия, Египет и Объединённые Арабские Эмираты, в то время как исламистское правительство «Братьев-мусульман»(запрещена в РФ) поддерживается Турцией, Италией и Катаром. За последние месяцы стратегические союзы, стоящие за каждой из сторон, проявились в полной мере. В конце 2019 года ЛНА удалось выбить Правительство национального согласия (ПНС) из Триполи и Мисраты. Сразу же после этого Турция отправила большое число боевых дронов, солдат и боевиков-джихадистов из Сирии в Ливию. В мае ПНС удалось остановить продвижение отрядов ЛНА, постепенно при турецкой поддержке они стали отвоёвывать утерянные позиции. Во многих районах ЛНА отступала, не оказывая серьёзного сопротивления.
Вмешательство НАТО и США изменило ход гражданской войны
Изменение в ходе войны произошло сразу по нескольким причинам. 14 мая генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг объявил, что Североатлантический союз готов оказать поддержку ПНС, США выразили своё недовольство действиями РФ в Ливии на самых разных уровнях. Турция рассматривает Ливию как часть «наследия Оттоманов» и поэтому отправляет тысячи салафистов и исламских джихадистов в регион.
Египет призывает к прекращению огня
Всё это заставило Египет, главную региональную силу в Северной Африке, насторожиться. На прошлой неделе президент Египта Абдул Фаттах Аль-Сиси принимал главнокомандующего ЛНА Хафтара и спикера палаты представителей, относящейся к ЛНА, Акиле Салиха в Каире. После встречи была опубликована Каираская декларация, в которой присутствует призыв к перемирию и началу переговоров под патронажем ООН.
Аль-Саррадж в Анкаре
В тот же самый день исламистсий глава ПНС Файаз аль-Саррадж встретился с лидером турецкого режима Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкаре. В то время как Каирская декларация получила широкую поддержку по всему миру, Турция, Катар и ПНС объявили, что они не станут рассматривать никакие предложения о переговорах и перемирии.
Конфликт в Ливии является частью войны за доминирование над Средиземноморьем
Корреспондент Информационного агентства «Фират» побеседовал с представителем Ассамблеи демократической Сирии (АДС) Сиханок Дибо о предпосылках этих изменений. Дибо заявил: «Турецкая интервенция не ограничивается Ливией. Это военная, политическая, экономическая и идеологическая интервенция, которая затрагивает весь регион – всю Северную Африку. Это также часть войны за контроль над Средиземноморьем».
По поводу разделения региона между Аль-Сарраджем и Эрдоганом Дибо заявил, что турецкий экспансионизм рассматривается как угроза не только Египтом, но и некоторыми другими силами в регионе.
Каирская декларация получила огромную поддержку и одобрение
Дибо продолжил: «Египет рассматривает турецкое вмешательство в дела региона и попытки возродить «Братьев-мусульман» как очень серьёзную угрозу. Несколько дней назад было объявлено о Каирской декларации. Это не просто обращение к Хафтару – это призыв ко всем сторонам конфликта. Данное обращение получил широкую международную поддержку, в то время как против высказались лишь Турция и Катар».
Египетская интервенция не является чем-то невозможным
Отвечая на вопрос о возможном вмешательстве Египта и введении войск на границу с Ливией, Дибо заявил: «Основываясь на наших наблюдениях относительно общественного мнения и встречах с официальными представителями египетской власти, мы полагаем, что слишком рано говорить о военном вмешательстве Египта в ливийский конфликт. Египет продолжит концентрироваться на политических процессах. Каирская декларация уже получила широкую поддержку среди арабских стран, стран ЕС, а также от России. Египет будет использовать свои политические каналы. Однако если Турция и правительство «Братьев-мусульман» продолжат гнуть свою линию, это может иметь определённые последствия. Одним из таких последствий может стать прямое военное вмешательство».
Турецкая политика напоминает ту, что проводилась Оттоманской империей
Согласно Дибо, политика турецкой власти напоминает политику, которая проводилась Оттоманской империей на последних этапах своего существования: «Стоит вспомнить годовщину Лозанны. Какое направление выберет Турция? На данный момент это главный вопрос».
Египет стал первым ударом по турецком проекту «Братьев-мусульман»
Дибо описал падение режима «Братьев-мусульман» под руководством Мурси в Египте как первый серьёзный удар по неооттоманским амбициям Турции. Он сказал: «Благодаря этому удалось остановить турецкий экспансионизм в Северной Африке, отправив проект на свалку истории. Но Турция и её стратегический партнёр Катар не отказались от своих амбиций и притязаний. Сегодня они пытаются воплотить в жизнь данный проект в Ливии, Тунисе, Судане, Сомали и Йемене. Таким образом они хотят взять Египет в кольцо. Египет отлично осознаёт это».
Египет рассматривает создание автономных районов в Ливии как решение проблемы
В ответ на вопрос о причинах одновременной встречи Хафтара и Сиси в Египте и Сарраджа и Эрдогана в Анкаре Дибо сказал: «Создаётся впечатление, что Ливию трудно подчинить одному правительству. Каирская декларация призывает стороны конфликта создать автономные зоны и встретиться в едином парламенте. Только таким образом удастся решить проблему».
Мы рассматриваем конфедерализм как решение для всего региона
Дибо подчеркнул, что навязываемая концепция «национальных государств» является причиной нынешнего кризиса в Африке и на Ближнем Востоке. Он утверждает, что они видят решение вопроса в модели демократического конфедерализма, которая будет опираться на проект «демократической нации».