Сабри Ок: мы не можем играть судьбой нашего народа
Член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана Сабри Ок был гостем программы Star TV Rojeva Welat, где рассказал о последних событиях в Курдистане и Турции.
Член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана Сабри Ок был гостем программы Star TV Rojeva Welat, где рассказал о последних событиях в Курдистане и Турции.
– 15 мая были арестованы ещё пять мэров ДПН, 12 курдских политиков и активистов арестованы несколько дней назад. Сможет ли правящий альянс ПСР-ПНД достичь своих целей при помощи страха и жестокости?
– Ни один диктатор не остался в истории навсегда. Никакое угнетение не может помешать правам людей и их сопротивлению. Вот и ПСР не всегда сможет оставаться у власти. ПСР искусно владеет такими методами, как манипуляции и обман, которые нередко приносят ей желаемые результаты. Но чем больше длится правление ПСР, тем ярче проявляется ее истинное лицо и фашистская сущность. В чем преимущество этой власти? У них нет никакой оппозиции, и это очень удобно. У них всегда достаточно количество голосов для принятия решений и внесения изменений в Конституцию.
Но диктатура правящей ПСР и фашизм ПНД не будут длиться долго. Они находятся у власти уже 18 лет. Обманывая общество, манипулируя фактами и используя язык ложной пропаганды, можно долго оставаться у власти. Но если общество не видит каких-либо политических или экономических изменений в своей жизни, оно начинает выражать свое недовольство и переходит в оппозицию.
Сегодня мы видим обанкротившуюся экономику Турции. Многие говорят, что экономическая ситуация в Турции сейчас напоминает кризис 2001 года. И это верно. Доллар растет с каждым днем, тысячи компаний и заводов обанкротились, миллионы людей потеряли работу. Падает уровень социальной жизни, у людей нет будущего, вокруг царит хаос. Правящий альянс постепенно теряет свой электорат.
Придя к власти, альянс ПСР/ПНД обещал продвигать демократию, даже решить курдский вопрос, но всё это оказалось пустыми обещаниями. «Демократизация» Турции налицо – место демократии заняла диктатура. «Мораль» и «стандарты» пришли к курдскому народу в виде геноцида. Закон о курдском народе – это даже не закон угнетения. Турецкое государство заявляет, что мы также являемся гражданами Турции, имеем право учиться, работать, но в каком статусе? РПК хочет прояснить это курдскому народу. Теперь курдский народ точно знает, что главный его враг – ПСР, фашизм ПНД, то бишь Эрдоган. Сегодня курды больше ничего не ожидают от власти.
То же самое относится и к самой Турции. Рабочие недовольны своим положением. И не только они – турецкие предприниматели также недовольны фашизмом ПСР. ПСР не имеет никаких других резервов, этот альянс ещё раньше должен был быть побежден, но оппозиционные силы не смогли объединиться и оказать сопротивление власти. ПСР воспользовалась этим и расширила свой мандат. Тем не менее она провалилась на муниципальных выборах и сейчас с трудом осуществляет свою власть.
– ПСР особенно жестока по отношению к мертвым – полиция нападает на кладбища и похороны. В чем причина этого?
– Это и есть диктатура фашизма. Когда ты уверен в себе и силён, тебе не нужно этого делать. А происходит это от беспомощности – когда власть видит свой неизбежный конец. Другими словами, эта дикость не означает, что фашизм ПСР/ПНД силен, он скорее слаб. Они считают, что только таким образом смогут встать на ноги.
Самое излюбленное их выражение: «хороший курд – это мертвый курд». Однако и мёртвого курда власть тоже не принимает. По какому религиозному или моральному кодексу они выкапывают трупы из могил? Кто после такого поверит Эрдогану и его партии? Власть как бы говорит: «Даже ваши мертвые будут несчастны». Это очень жестокая политика. Яркий пример тому наш товарищ Агид, который отдал свою жизнь за курдское дело. Он долго оставался в морге, если не ошибаюсь, в Малатье. Они расчленили его тело, положили в мешок и в таком виде отправили останки по почте его семье. Что это за дикость? Но они и не скрывают своей дикости против курдского народа. У них нет морали, нет уважения к религии, о чем тут можно говорить!
Что можно ждать от тех, кто сажает в тюрьму курдских женщин-активисток. Эти женщины легально борются за права женщин, у них нет танков, нет пушек, оружия. Тем не менее их сажают. Вывод один – они не отстанут не только от живых, но и от мёртвых курдов. Это очевидно.
Женщины находятся в заключении, подвергаются преследованиям. Это означает, что ПСР их боится. А что делает напуганный человек? Таких примеров в истории много на Ближнем Востоке. Это болезнь любой такой власти.
Недавно один музыкант из группы «Йорум» объявил безвременную голодовку и погиб. Почему? Это было послание как курдскому, так и турецкому народу, чтобы люди не молчали, выступали против притеснения. Он хотел сказать, что не принимает их власть, отвергает её. Сейчас смертельную голодовку держат адвокаты Yorum Group. Так чего хотят артисты? Всего-навсего свободно заниматься своим искусством, давать концерты, чтобы им не мешали. Чего хотят юристы? Чтобы законные права этих людей были реализованы. Но ПСР не заботится о тех, кто принял мученическую смерть или погиб. Чем больше страх, тем больше дикость.
В истории Турецкой Республики было много массовых убийств, избиений и притеснений. Эта республика построена на военной и бюрократической концепции. Но до сих пор не было такого открытого вандализма по отношению к кладбищам и мертвым. Что скажет Эрдоган, если начнут уничтожать трупы их покойников, издеваться над ними, проводить акт вандализма на их кладбищах? Разве он не признает в этом дикость? А вы тогда чем занимаетесь? Ни в религии, ни в философии нет места подобному варварству, общество должно противостоять этому. ПСР переходит все границы только по отношению к курдам.
Десятилетия нашего лидер Апо держат в особой изоляции, и мы сопротивляемся этому. Ситуация в Имралы и фашистский подход ПСР-ПНД к лидеру Apo предопределяет их будущее. Другими словами, эта жестокость по отношению к курдскому народу, турецкому народу, артистам, революционерам, социалистам, женщинам, молодежи, рабочим, служащим основана на фашистском подходе ПСР-ПНД к Имралы. Как только изменится их подход к лидеру Апо, результат сразу будет виден всему обществу. Мы верим, что ПСР потерпит неудачу.
– Официальные СМИ постоянно всппоминают переворот и недавние выборы. Какова цель этого обсуждения?
– По нашему мнению, ПСР устанавливает собственную повестку дня в стремлении залатать свою ложь и отвлечь всеобщее внимание от кризиса в Турции. О каком перевороте может идти речь в Турции? Тут нет необходимости для переворота. ПСР сама у власти. Лидер Апо говорил, что Эрдоган нуждается в Эргенеконе, против которого беспомощен. Эргенекон, в свою очередь, достаточно использовал фашизм ПСР-ПНД. Их интересы переплетены, и они вместе у власти, они вместе совершают переворот.
Переворот и демократия конфликтуют друг с другом. Другими словами, нет такого решения, которое ПСР не смогла бы провести через турецкий парламент. Так что разговоры о перевороте – это обман общества. Выборы проходят так же. Он организовал свое правительство и считает себя всемогущим, и он прекрасно знает, что чем дальше, тем дешевле становятся ваши голоса. Он и Бахчали не настолько глупы, чтобы идти на выборы на других условиях.
Рейтинг ПСР-ПНД начинает падать. Не сразу, конечно, но всё же. Народ всё ещё находится под давлением и боится. Ему трудно выражать своё мнение. На самом деле положение ПСР и ПНД гораздо хуже, чем мы думаем. Если общество встанет на ноги, места для маневрирования у ПСР-ПНД не останется, их число в парламенте уменьшится, и они будут уязвимы. Но Эрдоган не пойдет на выборы добровольно. Выборы тоже не решение.
– Мы на пороге годовщины Гази. Перед лицом сегодняшнего фашизма разве не должен возникнуть демократический фронт, как в Гази?
– Гази был в 2013 году и на чем он вышел? Возникла необходимость в изменении имиджа Стамбула. То есть всё закатать в асфальт, уничтожая деревья. На его место создать для себя AVM. Тогда общественность выразила свое недовольство. Гази стал причиной, по которой была создана организация за экологию, чистоту природы, городов, чистого воздуха, а вместе с тем против фашизма, капитализма, дезорганизации. Социалисты, революционеры, либералы, студенты, молодежь, женщины, экологи, люди, которые любят животных, антикапиталисты – все объединились. На карту была поставлена демократия.
То есть для них мерой всего была в основном демократия, продвижение демократической воли против диктатуры. На самом деле молодые люди имеют четкую повестку дня и ценности. И Эрдоган испугался, а это значит, что он боится духа Гази. Гази – это отказ от господства и диктатуры фашизма, коррупции в обществе. Дух Гази будет распространяться по всей Турции. Эрдоган испугался этого и учёл всё. А именно: десятки людей были убиты, ранены и заживо сожжены. То есть он понял, что если не преградить путь Гази, то его крах неминуем. И по сей день многие политики, интеллектуалы и экологи, выступившие против диктатуры, сидят в тюрьме.
Но дух Гази – важный шаг на пути к демократической революции в Турции, и необходимо черпать силу и результаты из этого духа.
Сегодня пришло время объединить все наши силы, волю и возможности, так же как в Гази, и реально бороться. Обратите внимание, ПСР не хочет, чтобы какой-либо другой голос был услышан. НРП всегда поддерживала ПНД и ПСР во всех важных и стратегических решениях, будь то нападения на Юг или Запад. Но и её Эрдоган хочет заткнуть. И это действительно имеет некоторые результаты. ДПН не может открыто и смело сказать, что вы диктатор и мы будем сражаться против вас и возглавим оппозицию; не берёт на себе такой ответственности. Есть партия Гельчек, партия Деава, есть много сил и организаций, напрвленных против фашизма, которые действительно хотят прогресса и борьбы. ДПН также играет здесь свою роль. То есть ДПН готова к еще более радикальной борьбе, она уже заплатил высокую цену.
– Соглашение Сайкса-Пико, подписанный 16 мая 1916 года, фактически разделил курдскую страну на четыре части. Что должен сделать курдский народ, чтобы снова не стать жертвой?
– Сайкс-Пико существует уже сто лет. Фактически тогда они определили будущее Ближнего Востока на сотни лет. Тогда были сформированы 22 государства, и все они были связаны с курдским народом, который был разделен на 4 части и управлялся оккупантами. Видимо, такова была судьба курдского народа. То есть Британия и Франция, видели, что османский корабль тонет и больше не может сохранять свою власть и империю. В основном они оказали давление на османов, но больше всего пострадали курдский народ и арабская община. Да, были сформированы 22 арабских государства, но позже между ними посеяли непримиримую вражду.
Иными словами, договор Сайкс-Пико на сотни лет оставил Ближний Восток. А курдский народ и вовсе исключили из списка существующих.
И сейчас ни арабское сообщество, ни курдский народ не хотят, чтобы это продолжалось. Все народы и общины Ближнего Востока недовольны своим положением. Они видят, что их представители власти являются диктаторами и олигархами. В регионе нет свободной демократической жизни. В обществе практикуются богохульство, воровство и все виды зла. Ливан у них под контролем, Ирак только сформировал новое правительство, Иран на повестке, и таково положение Ближнего Востока в целом. Народы Ближнего Востока хотят более свободного, достойного и демократического общества и готовы за это бороться.
Например, на тот момент революция Рожавы оказала своё влияние на соседей. То есть глаза арабского сообщества открылись, создалось новое представление о том, как все общества, религии и народы смогли бы жить вместе свободно. Принимать и любить друг друга. Это оказало значительное влияние на Ближний Восток. Это определенно повлияет и на будущее.
– Что должны сделать курды, чтобы добиться единства и защитить свои завоевания?
– Каково было положение курдов в эпоху Сайкс-Пико? По сути, курдов там не было, то есть они были дезорганизованы, их игнорироваали. Но если бы курдский народ имел тогда волю к объединению, его судьба не была бы столь плачевной. Мы не страдали бы уже более ста лет. Сегодня снова нам представляется поистине историческая возможность, нам дан знак: «будьте едины и стройте историю для себя».
Курдский народ должен работать в десять раз больше над собой, делать выводы из истории и более энергично готовиться к будущему, пока наша повестка не станет ясной и эффективной. Это единство курдского народа. Мы очень хорошо знаем: пока мы не накроем себя глобальным зонтом единства, мы не будем чувствовать себя комфортно, на наши головы всегда будет падать град проблем, будут бедствия и несчастья. Много раз я предлагал, чтобы север, юг, запад и восток шли маршем, проводили митинги, имели один лозунг, стали символом для национального единства. Общество должно оказывать давление на политиков. Политики, как в моральном, так и в политическом плане, рассматривают интересы нашего народа как основополагающие. Нет организации – нет личности. Говорят, что в Рожаве делается попытка объединить курдов. Это очень хорошая идея.
Зини Варте сейчас занимает умы курдов. Если между двумя основными организациями, такими как РПК и ДПК, не будет братоубийственной и бессмысленной войны (мы её не хотим, мы хотим, чтобы все отошли на прежнее место), все наши проблемы будут решены. Мы не должны играть судьбой нашего народа. Проблема Зини Варте должна решиться должным образом. Пешмерга должны отойти на своё прежнее место дислокации, это окажет влияние на Рожаву и на наш народ в целом. Война никому ничего хорошего не даст – проиграет курдский народ в целом.
А турецкое государство каждый день бомбит Брадост в южном Курдистане. Восемьдесят процентов гражданских лиц погибли в результате авиаударов в южном Курдистане. Почему этого не видно, почему власти южного Курдистана отрицают РПК? Между нами нет проблем.
– Спустя сто лет на Ближнем Востоке происходят конфликты и войны – в Сирии, Ливии, Йемене. Как это всё влияет на волю народа?
– Неорганизованное общество со слабой волей оставляет пустоту, которая заполняется властью. Скажем, турецкое государство, борется против курдов, Йемена, Ливии и даже на юге, ни за что. Кто эти бандиты? В основном арабы. Если арабское сообщество организованно и демократически станет решать свои проблемы, то бандиты не появятся. Но у них царит дезорганизация, недостаток образования. Наемники турецких оккупантов в Сирии – от Идлиба до запада – на 90 процентов состоят из арабов. То есть у них нет морали, нет совести. Ими движут только личные интересы, поэтому они довели общество до такого состояния – голода, холода и беспомощности. Кроме националистических интересов государств и международных гегемонистских держав, эта война не приносит пользы никому. Например, Первая и Вторая мировые войны убили десятки миллионов людей. Какая польза была простым людям? В тех регионах, где сообщества организовались, произошли революции. А в этой войне права человека не учитываются, это оккупационная война, война национальных государств.
На Ближнем Востоке такое положение будет продолжаться до тех пор, пока они не достигнут уровня демократии. Проблема Ближнего Востока, его народов — это несвободная жизнь и недемократичность. Решение заключается в демократии на Ближнем Востоке.
– 1 июня занимает важное место в истории курдского народа. Что еще нужно сделать курдскому народу, находясь лицом к лицу с таким жестоким фашизмом?
– 1 июня 2004 года сыграло значительную роль в нашей истории. После международного заговора и вплоть до 2004 года мы, как партия и движение, были более вовлечены во внутренние проблемы. Лидер Апо хотел внести изменения. Сыграв в этом определённую роль, наши силы в значительной степени вышли за пределы северного Курдистана. Затем оккупанты и капиталистические силы хотели ввести нас и нашу организацию в глубокое заблуждение, воспользовавшись нашей отвлечённостью. Это была не очень хорошая ситуация.
На протяжении всей истории нашего движения решением всех проблем была поэтапная борьба. Если борьба развивается, военная или политическая, повестка дня определена. По сути 1 июня – это поворотный момент в этом процессе. Наша внутренняя проблема также будет решена развитием борьбы против оккупации, развитием революции. Так что шаг 1 июня очень важен. Это придало дух и силу нашему народу, и с новым энтузиазмом мы приступили к развитию своей борьбы.