Специальный посланник президента США Дональда Трампа по Сирии Джеймс Джеффри провёл пресс-конференцию, посвящённую сирийской проблематике. В начале своего брифинга он обратил внимание на последнюю речь президента Сирийской Арабской Республики Башара аль-Асада, произнесённую им перед депутатами Народного совета. В частности, он отмечает: «Разумеется, мы не верим всем тому, что Башар аль-Асад рассказал в своём выступлении. В то же время, я считаю, что его слова о безусловной поддержке политического процесса со стороны международного сообщества являются соответствующими действительности. Было бы гораздо лучше для всех, если бы официальный Дамаск наконец-то начал сотрудничать с мировой общественностью».
Он добавил также: «Режим Башара аль-Асада изменил свою позицию по вопросу поддержки процесса политического урегулирования конфликта в Сирии, по крайней мере, с тактической точки зрения. А может статься, что это России удалось оказать на него достаточное давление, чтобы вынудить его выступить с такими тезисами».
«Автономная администрация северо-восточной Сирии была создана народом»
Что касается ситуации, сложившейся на сирийском Северо-Востоке, то в этой связи спецпосланник американского лидера высказал следующие соображения: «Автономная администрация северо-восточной Сирии отнюдь не является креатурой США. Напротив, она была создана самим народом региона для управления территориями, подвергшимися нападению со стороны террористов ИГИЛ и оставленными режимом Башара аль-Асада на произвол судьбы. В настоящее время мы ищем способы обеспечить работоспособность сирийского конституционного совета. Мы хотим, чтобы он отражал волю всех сирийских граждан без исключения, в том числе и с учётом мнения граждан, населяющих северо-восточные районы страны».
«Иракские правоохранительные органы и СДС хорошо выполняют все возложенные на них задачи»
В контексте обсуждения борьбы с некогда господствовавшим в регионе «халифатом» Джеймс Джеффри подчеркнул: «Мы полагаем, что иракские правоохранительные органы и Силы демократической Сирии (СДС) при поддержке международной коалиции по борьбе с ИГИЛ хорошо выполняют лежащие на их плечах обязанности и задачи, обеспечивая сохранение уже достигнутых нами положительных результатов и успехов, в том числе и полный военный разгром «халифата» с освобождением от его бандформирований всех прежде оккупированных ими территорий, площадь которых достигала отметки в 100 тысяч квадратных километров. Всё это позволяет говорить о надёжной защите местного населения от нападений ИГИЛ, поскольку уровень фиксируемых нами терактов на местном уровне сохраняет рекордно низкие значения по сравнению со многими предшествовавшими годами».
Помимо всего, что было озвучено ранее, спецпосланник президента США заметил: «Если же мы посмотрим на операции, которые режим Асада проводит во взаимодействии с российскими войсками на юге и западе Приевфратья против ИГИЛ, то их можно считать провальными, поскольку джихадисты продолжают перемещаться весьма и весьма свободно в указанных районах, что вызывает у нас серьёзные опасения относительно будущего».
«Сирийский Северо-Восток остаётся спокойным и стабильным регионом»
Положение в северо-восточных районах Сирии он охарактеризовал ещё и следующим образом: «У нас есть соглашение с турками, у нас доверительные партнёрские отношения с СДС. Наше сотрудничество оказалось чрезвычайно плодотворным и успешным. У нас также есть соглашения о деконфликтации с Россией. В целом, можно утверждать, что положение остаётся стабильным, мы же надеемся, что оно будет оставаться таким и дальше».
«Мы не видим никакого прогресса в работе сирийского конституционного комитета»
Говоря же о «сирийском конституционном комитете», представитель Белого Дома по Сирии заявил: «Комитет должен предпринимать серьёзные и основательные шаги в сторону изменений в конституции, а не тратить время на бесконечные обсуждения первичных принципов, на которых пытается сделать акцент режим Асада, как, например, суверенитет и борьба с терроризмом. За последний год данному комитету так и не удалось записать на свой счёт никаких успехов, а ведь принятие новой конституции – это именно тот конструктивный и подлинный шаг вперёд, который мы так хотим увидеть, наконец, в действительности».
«Режим в Дамаске слаб, но мы не хотим, чтобы произошло его полное и резкое крушение»
Когда же был поднят вопрос о санкциях, введённых против Сирии и её партнёров в рамках «Закона Цезаря», и их воздействии на сирийское правительство, Джеймс Джеффри заявил: «В настоящее время сирийское правительство очень ослаблено. Я не думаю, что оно в скором времени рухнет, мы не желаем этого. Пока мы хотим, чтобы оно лишь скорректировало свою линию поведения, в частности, относительно планов иранского строительства т.н. «шиитского полумесяца», значительная часть которого проходит именно через Сирию. Нельзя не отметить также и то, что ситуация в соседнем Ливане тоже оказывает сильное влияние на происходящее на сирийской территории».
Он добавил: «В то же время, Башар аль-Асад рассказал правду о слабости национальной экономики и национальной валюты, а также о катастрофическом положении в стране. Ему не удалось достигнуть каких-либо существенных дипломатических успехов. Несмотря на сигналы о готовности ряда стран восстановить дипломатические отношения с Дамаском, подавляющее их большинство увязывает такой шаг с имплементацией положений резолюции 2254. Санкции, введённые Европейским союзом, также продолжают сохраняться».
«Мы ожидаем, что Россия окажет давление на режим Асада»
Спецпосланник Дональда Трампа по Сирии так охарактеризовал своё видение роли России в Сирии: «Мы ожидаем, что Россия окажет давление на режим Башара аль-Асада и заставит его сесть за стол переговоров. Мы поддерживаем контакты с Кремлём по этому вопросу. Мы убеждены, что та ограниченная гибкость, проявленная Дамаском в отношении сирийского конституционного комитета, является следствием эффективного использования Москвой своих рычагов давления, если так можно выразиться. Мы всячески призываем их использовать такие средства и дальше».
Он заключил: «Мы не видим, в то же время, чтобы Москва окончательно сделала стратегический выбор в пользу полного отказа от военного пути разрешения кризиса и в пользу политического его урегулирования».
«Я не собираюсь покидать свой пост»
Наконец, Джеймс Джеффри прокомментировал сообщение в средствах массовой информации о его возможном уходе в отставку. Он отмечает: «У меня нет никакого желания уходить в отставку. Я видел такие сообщения, но они не соответствуют моим планам. Я постоянно в разъездах, скоро отправлюсь в Женеву, я весь в работе».