Власти Ирана должны немедленно прекратить казнить людей, получивших приговор в связи с участием в общенациональных протестах, заявила в среду Amnesty International («Международная амнистия»). Организация осудила произвольные казни Мохаммада Мехди Карами и Сейеда Мохаммада Хоссейни 7 января, а также отметила, что Мохаммаду Гобадлу и другим грозит та же участь.
2 января Верховный суд оставил в силе смертный приговор 22-летнему Мохаммеду Гобадл, который участвовал в общенациональных протестах. Решение суда было признано окончательным, из-за чего возникли опасения, что его казнь неминуема. Кроме того, на прошлой неделе власти также заявили еще о пяти смертных приговорах, вынесенных революционными судами в связи с протестами.
«Вызывает отвращение то, что власти Ирана продолжают санкционированные государством убийства, отчаянно стремясь положить конец протестам и удержаться у власти, вселяя страх в общественность», — заявила Диана Элтахави, заместитель директора Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Необоснованные казни Мохаммада Мехди Карами и Сейеда Мохаммада Хоссейни всего через несколько дней после вступления приговора в силу показывают, как власти Ирана продолжают использовать смертную казнь в качестве орудия репрессий, и служат леденящим душу напоминанием о том, что десятки других людей по-прежнему находятся под угрозой казни».
Мохаммаду Гобадлу грозит казнь после того, как 2 января 2023 года Верховный суд оставил в силе приговор. Он был приговорен к смертной казни за «распространение порока на земле» (efsad-e fel arz) после ускоренного, крайне несправедливого фиктивного судебного разбирательства в Революционном суде в Тегеране. Обвинение опиралось на запятнанные пытками «признания», чтобы обвинить его в наезде на чиновников, убийстве одного и ранении других.
Мохаммад Гобалду также предстал перед уголовным судом в Тегеране по обвинениям, вытекающим из якобы тех же деяний, хотя, по закону, он не может быть дважды осужден за одно и то же «преступление». Если его признают виновным, он может получить второй смертный приговор.
5 декабря 2022 года Революционный суд в провинции Альборз приговорил Мохаммада Мехди Карами и Сейеда Мохаммада Хоссейни к смертной казни в ходе несправедливого фиктивного судебного процесса. Они также были осуждены за «распространение порока на земле» (efsad-e fel arz) в связи со смертью участника полувоенного ополчения «Басиндж» во время акции протеста 3 ноября 2022 года.
Суд признал их виновными и приговорил к смертной казни менее чем через неделю после начала судебного процесса 30 ноября 2022 года. До суда государственные СМИ транслировали их вынужденные «признания» и называли их «убийцами», нарушая их право на презумпцию невиновности. Обоим также не позволили самостоятельно выбрать адвокатов.
Сейед Мохаммад Хоссейни впоследствии рассказал своему адвокату, что власти заставили его «признаться» под пытками и насилием. Его избивали ногами до потери сознания, били железными прутьями по стопам и пытали током.
Их тайно казнили всего через два месяца после ареста. Семьи и адвокаты не были предварительно уведомлены об исполнении приговора.
«Международная амнистия» опасается, что десяткам других людей грозит смертная казнь в связи с протестами, учитывая, что с начала протестов тысячи человек подверглись произвольным арестам и против них были выдвинуты обвинения. Среди них Мохаммад Борохани, приговорённый к смертной казни Революционным судом в Тегеране за «богоборчество» (moharebeh) в ходе крайне несправедливого фиктивного судебного процесса. Он был осужден за то, что якобы владел мачете, поджег здание губернатора и нанес ранение государственному агенту. 24 декабря Верховный суд оставил в силе его смертный приговор. 11 января директор по связям с общественностью Верховного суда Ирана заявил в Твиттере, что смертный приговор Мохаммеду Борохани был приостановлен в ожидании результатов пересмотра дела Верховным судом. Под угрозой находятся Аршия Такдестан, Джавад Рухи, Мехди Мохаммади Фард, Манучехр Мехман Наваз, Салех Мирхашеми, Саид Ягуби и Маджид Каземи, которые получили смертные приговоры.
Многие другие либо находятся под судом, либо им предъявлены обвинения в преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь, в том числе Аболфазл Мехри Хоссейн Хаджилу, Мохсен Резазаде Гарагхолу, Саид Ширази, Акбар Гафари, Тумадж Салехи, Эбрахим Риги (Рики), Фарзад (Фарзин) Тахазаде и Фархад Тахазаде, Карван Шахипарване, Реза Эсламдуст, Хаджар Хамиди и Шахрам Маруф-Мола.
«Крайне важно, чтобы международное сообщество не только поддержало народ Ирана, но и приняло срочные меры для привлечения иранских властей к ответственности. Государства должны осуществлять универсальную юрисдикцию для уголовного расследования всех должностных лиц, обоснованно подозреваемых в причастности к преступлениям в области международного права и другим грубым нарушениям прав человека, и выдавать ордера на арест при наличии достаточных доказательств», — заявила Диана Элтахави.