Открытое письмо о неправомерном использовании памяти о Холокосте

Ведущие ученые - исследователи Холокоста выступили с критикой израильской политики в Газе.

Обращение к памяти о Холокосте затуманивает наше понимание антисемитизма, с которым евреи сталкиваются сегодня, и опасно искажает причины насилия в Израиле и Палестине.

Мы, нижеподписавшиеся, являемся исследователями Холокоста и антисемитизма из разных институтов. Мы пишем, чтобы выразить свою тревогу и разочарование в связи с тем, что политические лидеры и видные общественные деятели ссылаются на память о Холокосте для объяснения нынешнего кризиса в Газе и Израиле.

В качестве примера можно привести выступление посла Израиля в ООН Гилада Эрдана на Генеральной Ассамблее ООН с желтой звездой с надписью «Никогда больше», заявление президента США Джо Байдена о том, что ХАМАС «совершил варварство, не уступающее по последствиям Холокосту», а премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил канцлеру Германии Олафу Шольцу, что «ХАМАС - это новые нацисты». Представитель США Брайан Маст, республиканец из Флориды, выступая в Палате представителей, подверг сомнению идею о существовании «невинных палестинских гражданских лиц», заявив: «Я не думаю, что мы так легкомысленно разбрасывались бы термином «невинные нацистские гражданские лица» во время Второй мировой войны».

Антисемитизм часто усиливается в периоды обострения кризиса в Израиле и Палестине, равно как и исламофобия и антиарабский расизм. Непостижимая жестокость терактов 7 октября и продолжающиеся воздушные бомбардировки и вторжение в Газу разрушительны и вызывают боль и страх в еврейских и палестинских общинах по всему миру. Мы вновь заявляем, что каждый человек имеет право чувствовать себя в безопасности, где бы он ни жил, и что борьба с расизмом, антисемитизмом и исламофобией должна быть приоритетной.

Понятно, почему многие представители еврейской общины вспоминают Холокост и предыдущие погромы, пытаясь осмыслить то, что произошло 7 октября - массовые убийства и образы, появившиеся после них, затронули глубоко укоренившуюся коллективную память о геноцидном антисемитизме, обусловленном давней еврейской историей.

Однако обращение к памяти о Холокосте затуманивает наше понимание антисемитизма, с которым евреи сталкиваются сегодня, и опасно искажает причины насилия в Израиле и Палестине. В нацистском геноциде государство и его добровольное гражданское общество напали на крошечное меньшинство, что затем переросло в геноцид в масштабах всего континента. Действительно, сравнения кризиса, разворачивающегося в Израиле и Палестине, с нацизмом и Холокостом - особенно когда они исходят от политических лидеров и других людей, способных повлиять на общественное мнение, - являются интеллектуальными и моральными ошибками. В момент, когда эмоции зашкаливают, политические лидеры обязаны действовать спокойно и не разжигать пламя беды и раскола. А мы, как ученые, обязаны поддерживать интеллектуальную целостность нашей профессии и помогать другим людям во всем мире разобраться в этом моменте.

Израильские лидеры и другие используют фрейминг Холокоста, чтобы представить коллективное наказание Израилем Газы как борьбу за цивилизацию перед лицом варварства, тем самым поощряя расистские представления о палестинцах. Такая риторика побуждает нас отделить нынешний кризис от контекста, в котором он возник.

Семьдесят пять лет перемещения (палестинцев - прим), пятьдесят шесть лет оккупации и шестнадцать лет блокады Газы породили постоянно ухудшающуюся спираль насилия, остановить которую может только политическое решение. Военного решения в Израиле и Палестине не существует, а использование нарратива Холокоста, в котором «зло» должно быть побеждено силой, лишь увековечит печальное положение дел, которое и так длится уже слишком долго.

Настаивая на том, что «ХАМАС - это новые нацисты» - и возлагая при этом коллективную ответственность за действия ХАМАС на палестинцев, те кто это делает - приписывает закоренелые антисемитские мотивы тем, кто защищает права палестинцев. Кроме того, защита еврейского народа противопоставляется соблюдению международных прав человека и законов, подразумевая, что нынешнее нападение Израиля на Газу является необходимостью. А ссылки на Холокост для отстранения демонстрантов, призывающих к «свободной Палестине», подпитывают репрессии в отношении палестинских правозащитников и смешение антисемитизма с критикой Израиля.

В этой атмосфере растущей незащищенности нам нужна ясность в отношении антисемитизма, чтобы мы могли правильно его выявлять и бороться с ним. Нам также нужна ясность мышления, когда мы разбираемся с тем, что происходит в Газе (блокированной Израилем 16 лет - прим) и на Западном берегу реки Иордан (оккупированном Израилем - прим) , и реагируем на это. И мы должны быть откровенны в отношении этих одновременных реалий - возрождающегося антисемитизма и широкомасштабных убийств в Газе, а также эскалации изгнания (палестинцев - прим.) на Западном берегу реки Иордан - в нашем общественном дискурсе.

Мы призываем тех, кто с такой готовностью прибегает к сравнениям с нацистской Германией, прислушаться к риторике, звучащей из уст политического руководства Израиля. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил в израильском парламенте, что «это борьба между детьми света и детьми тьмы» (твит из его офиса с той же фразой был позже удален). Министр обороны Йоав Галлант провозгласил: «Мы сражаемся с человекоподобными животными и действуем соответственно». Подобные высказывания, наряду с широко распространенным и часто цитируемым аргументом о том, что в Газе нет невинных палестинцев, действительно вызывают в памяти отголоски исторического массового насилия. Но эти отголоски должны служить запретом на широкомасштабные убийства, а не призывом к их расширению.

Как ученые мы обязаны использовать свои слова и свой опыт с рассудительностью и деликатностью - стараться сдерживать подстрекательские высказывания, способные спровоцировать дальнейшую рознь, и вместо этого отдавать приоритет словам и действиям, направленным на предотвращение дальнейшей гибели людей. Вот почему, обращаясь к прошлому, мы должны делать это так, чтобы осветить настоящее, а не исказить его. Это необходимая основа для установления мира и справедливости в Палестине и Израиле. Именно поэтому мы призываем общественных деятелей, в том числе представителей СМИ, отказаться от подобных сравнений.
Кэрин Болл
Профессор английского языка и киноведения, Университет Альберты
Омер Бартов
Профессор исследований Холокоста и геноцида, Брауновский университет
Кристофер Р. Браунинг
Почетный профессор истории, Калифорнийский университет в Чапел-Хилле
Джейн Каплан
Почетный профессор современной европейской истории, Оксфордский университет
Алон Конфино
Профессор истории и иудаики, Массачусетский университет, Амхерст
Дебора Дворк
Директор Центра по изучению Холокоста, геноцида и преступлений против человечества, Центр выпускников Городского университета Нью-Йорка
Дэвид Фельдман
Директор Биркбекского института по изучению антисемитизма, Лондонский университет
Амос Голдберг
Заведующий кафедрой изучения Холокоста Ионы М. Маховера, Еврейский университет Иерусалима
Атина Гроссманн
Профессор истории, Купер Юнион, Нью-Йорк
Джон-Пол Химка
Почетный профессор, Университет Альберты
Марианна Хирш
Почетный профессор сравнительной литературы и гендерных исследований, Колумбийский университет
A. Дирк Мозес
Спитцер, профессор международных отношений, Городской колледж Нью-Йорка
Майкл Ротберг
Профессор английского языка, сравнительной литературы и изучения Холокоста, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе
Раз Сегал
Доцент кафедры изучения Холокоста и геноцида, Стоктонский университет
Штефани Шюлер-Шпрингорум
Директор Центра исследований антисемитизма, Технический университет Берлина
Барри Трахтенберг
Президентская кафедра еврейской истории имени Рубина, Университет Уэйк Форест