У Ирана почти хватает урана для создания ядерной бомбы

Американский физик Дэвид Олбрайт заявил, что «Иран может немедленно начать подготовительные работы по превращению оружейного урана в компоненты ядерного оружия».

Американский физик Дэвид Олбрайт опубликовал шокирующий доклад, в котором утверждает, что иранскому режиму нужна примерно неделя, чтобы произвести достаточное количество урана для создания атомной бомбы.

В своем докладе от 8 января под названием «Как быстро Иран может сделать ядерное оружие сегодня?» Олбрайт утверждает, что «Иран может быстро произвести достаточно оружейного урана для многих видов ядерного оружия... Сегодня ему потребуется всего неделя, чтобы произвести достаточное количество урана для своего первого ядерного оружия. За один месяц у него может быть достаточно оружейного урана для шести единиц оружия, а после пяти месяцев производства оружейного урана его может хватить на двенадцать единиц».

Современная ядерная мощь Ирана

Олбрайт, основатель и президент известного вашингтонского Института науки и международной безопасности, отметил, что «Иран также мог начать подготовительные работы по превращению оружейного урана в компоненты ядерного оружия в расчете на получение впоследствии оружейного урана. Он выполнил значительный объем таких работ во время реализации плана «Амад», а затем на гражданских ядерных объектах в Исфахане в течение последних нескольких лет в рамках наращивания Ираном своей ядерной программы, включая производство небольшого количества 20-процентного обогащенного уранового металла — материала, который может заменить оружейный уран».

Олбрайт, который в прошлом был инспектором ООН по вооружениям в Ираке, написал: «Растущий потенциал Ирана в области ядерного оружия часто осуждается, в последний раз в совместном заявлении Соединенных Штатов и их близких европейских союзников от 28 декабря. Поводом послужили действия Ирана по расширению производства 60-процентного обогащенного урана. Этот уровень обогащения находится на волосок от 90-процентного обогащения урана — уровня обогащения, наиболее желательного для создания ядерного оружия. Именно этот уровень обогащения используется в иранских разработках ядерного оружия, которые Иран почти довел до совершенства в ходе своей программы создания ядерного оружия в начале 2000-х годов, получившей кодовое название «План Амад». Эта программа была закрыта в 2003 году и заменена на более мелкие и разрозненные усилия по созданию ядерного оружия, а решение о его создании было отложено».

После публикации статьи Олбрайт глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил газете The National, принадлежащей ОАЭ, что «Иран — единственное государство, не обладающее ядерным оружием, которое обогащает уран на очень, очень высоком уровне — очень близком к оружейному». Он добавил: «Я не говорю, что у них есть ядерное оружие, я говорю, что это очень важно. И когда вы этим занимаетесь... вы соблюдаете правила».

Олбрайт предупредил, что «западные разведывательные службы могут не заметить начала усилий Ирана по созданию ядерного оружия». Учитывая все сложности и конфликты на Ближнем Востоке сегодня, западные спецслужбы, включая израильские, напряжены до предела. Начальные этапы тихих, низкоуровневых усилий по созданию ядерного оружия могут пройти незамеченными.

Эксперт по ядерным вопросам рекомендовал: «Учитывая короткое время предупреждения и слабые перспективы ядерной сделки, у США и их союзников нет другого выбора, кроме как сосредоточиться на стратегии сдерживания Ирана от принятия решения о создании ядерного оружия. Ирану необходимо дать понять с помощью конкретных демонстраций, что создание ядерного оружия вызовет быстрые и решительные действия со стороны международного сообщества, включая военные удары». 

По словам Олбрайт, «военное сотрудничество США с Израилем, направленное на уничтожение ядерного потенциала Ирана, должно быть усилено, чтобы Израиль мог нанести решительный удар по ядерным объектам Ирана по первому требованию, если появятся признаки того, что Иран собирается создать ядерное оружие, включая возможность нанесения второго удара, если Иран возобновит эту деятельность. Приоритетом должно стать оказание помощи и наращивание военного потенциала нашими союзниками и региональными партнерами на Ближнем Востоке, при этом США должны взять на себя обязательство не допустить приобретения Ираном ядерного оружия и сдержать его от ответных действий».