«Меморандум о взаимопонимании по вопросам военного сотрудничества, безопасности и борьбы с терроризмом», который обе стороны назвали «историческим», был подписан в четверг после двух дней переговоров на высоком уровне между министрами обороны Турции и Ирака, а также руководителями разведки в Анкаре.
Соглашение включает в себя договоренность о передаче турецкой военной базы в иракском городе Башика иракскому правительству, а также о создании совместного военного координационного центра между Анкарой и Багдадом, который будет располагаться в Ираке.
Турецкое военное присутствие на базе Башика вблизи северо-западного иракского города Мосул было одним из спорных вопросов между Анкарой и Багдадом. Ирак призвал турецкое правительство вывести войска из этого района, заявив, что турецкое присутствие нарушает суверенитет Ирака.
Анкара использует базу в рамках военной кампании против Рабочей партии Курдистана (РПК), штаб-квартира которой находится в горах Иракского Курдистана. База, крупнейшая из сотен турецких военных постов на севере Ирака, предположительно является домом для более чем 500 военнослужащих, развернутых для борьбы с РПК, которая ведет вооруженную кампанию против Турции за самоуправление курдов с 1984 года.
База также неоднократно подвергалась нападениям со стороны проиранских военизированных группировок в Ираке. Примечательно, что на переговорах в Анкаре присутствовал и Фалих аль-Фаяд, председатель Сил народной мобилизации (СНМ), которые в значительной степени находятся под иранским влиянием.
Выступая на совместной пресс-конференции со своим иракским коллегой Фуадом Хусейном после подписания соглашения, министр иностранных дел Турции Хакан Фидан назвал сделку «историческим событием».
«Мы поднимем наше сотрудничество на новый уровень с помощью совместных координационных учебных центров, предусмотренных этим соглашением», — добавил он.
Хусейн, в свою очередь, объявил, что база в Башике будет превращена в совместный турецко-иракский тренировочный лагерь, и что Турция передаст контроль над ней Багдаду.
«Эти документы легко подготовить, но важно реализовать на практике»,— добавил он, давая понять, что реализация соглашения может оказаться сложной.
Соглашение знаменует собой сдвиг в отношениях между Анкарой и Багдадом, которые в апреле претерпели значительную коррекцию после визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Ирак после более чем десятилетнего перерыва.
Два государства стремятся укрепить контроль как внутри своих границ, так и в регионе на фоне неопределенности, вызванной возможным уходом США из Ирака и войной между ХАМАС и Израилем. Поэтому обе стороны предпочли диалог для разрешения взаимных разногласий.
Багдад, который на протяжении десятилетий отказывался занимать официальную позицию по отношению к РПК и активно выступал против трансграничных военных операций Турции в начале этого года, запретил РПК, а недавно распустил три политические партии, сославшись на их связи с РПК. Тем не менее, Багдад не стал называть РПК террористической организацией, как того требовала Анкара.