Партия равенства и демократии народов (ПРНД) выступила у парламентских ворот для прессы с заявлением о курдским национальным лидере Абдулле Оджалане, который содержится в абсолютной изоляции в тюрьме строгого режима F-типа Имралы и о котором нет никаких известий уже 31 месяц. На встрече присутствовали члены парламента от ПРНД.
В заявлении говорится, что в Министерство юстиции будет подано ходатайство об интервью с Абдуллой Оджаланом.
ПРНД: БЕСЧЕЛОВЕЧНАЯ СИТУАЦИЯ В ИМРАЛЫ
Заместитель председателя группы ПРНД Сарухан Олуч, указывая на отсутствие новостей от лидера курдского народа Абдуллы Оджалана, заявил: «Ни его семья, ни его адвокаты не могут получить никаких новостей. Мы неоднократно отмечали, что сложившаяся ситуация является бесчеловечной, при этом мы сталкиваемся с неприемлемой ситуацией как с точки зрения национального законодательства, так и с точки зрения международного права и соглашений. Подобного примера в мире нет. Есть только один пример – это абсолютная изоляция г-на Оджалана и трех человек, находящихся с ним в Имралы».
ЧИЧАК: ПРОИСХОДИТ ЮРИДИЧЕСКИЙ СКАНДАЛ
Сопредседатель Народного демократического конгресса (НДК), депутат стамбульского парламента от ПРНД Ченгиз Чичак назвал практику в Имралы «самым большим беззаконием, которое когда-либо видела история республики и человечества». Чичак сказал: «Как юрист, я хотел бы сказать, что это юридический скандал, беззаконие. Мы делаем это заявление здесь, в центре законодательного органа. Это также вопрос чести для всех депутатов, занимающихся законодательной деятельностью. Если режим вышел за рамки закона, то все депутаты, уполномоченные избирателями на законотворчество, должны выработать позицию противостояния этому беззаконию. Поскольку мы знаем, что зло не ограничивается только адресатом, мы настойчиво и упрямо говорим об этом. Беззаконие и незаконность присущи не только [обращению с] господином Оджаланом. В течение 25 лет правительство делало в Имралы следующее: каждое незаконное и противоправное действие и деятельность распространялись на все общество».
«МЫ ВСЕ ОБЯЗАНЫ РАСШИРЯТЬ БОРЬБУ»
Чичак также сказал: «Послушайте, давайте скажем несколько вещей, основываясь только на примере тюрем. Наш президент Гюлтан Кышанак получил длительный срок заключения и до сих пор находится в тюрьме. Кан Аталай до сих пор находится в тюрьме, несмотря на решение Конституционного суда. В тюрьмах этой страны более тысячи человек, которые находятся в заключении уже 30 лет, есть больные заключенные. Фактически, беззаконие в тюрьме Имралы распространилось на все тюрьмы, как движение зла. Это вовсе не совпадения. Именно поэтому мы называем Имралы «черной дырой закона». Мы все обязаны вести борьбу с этой черной дырой.
Самая глубокая и древняя проблема республики – курдская проблема. Пока вы не откажетесь от враждебного отношения к курдам, пока вы не откажетесь от враждебного отношения к людям, которые считаются выразителями воли курдского народа, и пока вы не выступите против политики войны, эта среда не только будет разъедать нас, она будет съедать нас, она съест все народы и трудящихся Турции. Буквально вчера один из наших депутатов сказал, что эта страна стала центром наркобаронов и наркобанд. Каждый месяц погибают десятки молодых людей. Этот нелегальный и противозаконный порядок захлестнул все общество. Каждый из нас должен связать ситуацию в Турции с демократическим решением курдского вопроса. Мы еще раз повторяем: подход к господину Оджалану – это подход к требованиям курдского народа о свободе и демократии. Он напрямую связан с войной в Турции и на Ближнем Востоке».
Говоря о «запретах», наложенных на узников Имралы, Чичак продолжил: «Представьте себе тюрьму, в которой с 2011 г. возможно 5 свиданий с адвокатами, а с 2014 г. – 5 свиданий с родственниками. За 25 лет в островной тюрьме Имралы заключенные смогли воспользоваться своим правом на телефонные звонки всего 2 раза. Последний телефонный звонок был пиратским, в подвале здания суда, и власти ограничили его 2,5-3 минутами, потому что это их не устраивало. Речь идет о встрече с его братом Мехметом Оджаланом, датированной 25 марта 2021 года. Вот почему мы говорим, что незаконность здесь стала законом. Необычное стало обыденностью. Этот режим обволакивает каждого из нас, играет с будущим каждого из нас. Если в стране существует проблема труда и эксплуатации, то это напрямую связано с изоляцией Имралы. Это напрямую связано с политикой игнорирования курдской проблемы.
Если на войну было потрачено 7 с лишним миллиардов долларов, то наши трудящиеся должны выступать за демократическое решение курдского вопроса. Если мы говорим о массовых убийствах женщин, то это связано с системой доминирования мужчин, созданной в результате войны. Это среда, созданная непосредственно курдской войной. Если мы говорим об уничтожении природы, то те, кто добился согласия государства с политикой войны против курдского народа, это согласие перенесли на другую ступень, такую как атаки на природу. Поэтому борьба за демократическое решение курдского вопроса и против политики абсолютного заблуждения в отношении господина Оджалана – это не просто борьба группы людей. Это естественный долг каждого, кто говорит, что он человек, демократ и выступает за демократическое и свободное будущее этой страны, вступающей во второе столетие своего существования. Это долг перед этой страной.
ЗАГОВОР ПО ДЕЛУ КОБАНИ
Вчера, 1 ноября, отмечался Всемирный день Кобани. По какой-то причине вчера мы снова столкнулись с юридическим сговором. По информации, которую мы получили от наших адвокатов, наш депутат Хюда Кайя была задержана и арестована в связи с делом о заговоре в Кобани. Кобани – это женская революция, Кобани – это памятник чести курдского народа и народов Ближнего Востока против тирании ИГИЛ*, которое хочет поработить все человечество и поставить его на колени. Юридический заговор против нашего друга Хюды Кайя в день Кобани также свидетельствует о ненависти и враждебности этого правительства по отношению к ценностям свободы на этой земле.
Мы будем разоблачать лицемерие и ханжество тех, кто управляет этой страной сегодня и завтра, как мы это делали вчера, выступая против политики абсолютного непонимания в Имралы. Это правительство и режим пришли к власти на основе критики режима 12 сентября, при каждом удобном случае заявляя, что конституция 12 сентября была конституцией переворота. На нынешнем этапе в Имралы не действует даже закон путчистов, не действует даже конституция Кенана Эврена. Это правительство, которое отстало даже от конституции переворота, должно быть искренним в обсуждении новой конституции и признать собственную непоследовательность.
ОБРАЩЕНИЕ В МИНИСТЕРСТВО
Мы вновь предлагаем государству и тем, кто им управляет, уважать свои собственные законы. Мы требуем, чтобы Абдулле Оджалану были предоставлены все его законные, конституционные и юридические права. Мы, как группа, вместе с нашими коллегами-депутатами подадим коллективное заявление в Министерство юстиции с просьбой о встрече с господином Оджаланом. Мы хотим встретиться с ним для демократического решения курдской проблемы. По своему опыту мы знаем, что он сыграет в этом деле решающую и историческую роль. Это заявление также является приглашением к соблюдению закона, заявлением о необходимости подчиниться закону. В 16.00 наши заявления будут сделаны коллективно заместителями председателей наших групп».
* - террористическая организация, запрещена в РФ