Турция

ПНРД призывает к реализации «права на надежду» в случае Оджалана

Комиссия по юридическим вопросам и правам человека при партии ПНРД призвала Комитет министров Совета Европы инициировать процедуру разбирательств в ситуации нарушения «права на надежду» Абдуллы Оджалана.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал приговор к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами без права на условно-досрочное освобождение (право на надежду), вынесенный курдскому лидеру Абдулле Оджалану18 марта 2014 года, нарушающим Европейскую конвенцию по правам человека (ЕКПЧ). ЕСПЧ попросил Турцию внести коррективы, чтобы устранить правонарушения в деле Оджалана. Позже суд вынес аналогичные постановления в отношении заключенных Хаяти Кайтана, Эмина Гурбана и Дживана Болтана. Однако, Турецкая Республика не сделала ничего для устранения нарушений несмотря на то, что прошло уже 10 лет.

На заседании Комитета министров Совета Европы, состоявшемся 17-19 сентября, Комитет вновь включил в свою повестку дня решение ЕСПЧ о нарушениях в деле Оджалана. Комитет потребовал незамедлительно принять необходимые меры и предупредил, что в противном случае на заседании, запланированном на сентябрь 2025 года, будет подготовлено промежуточное решение.

Заявление ПНРД

Сопредседатель Комиссии по юридическим вопросам и правам человека Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Озтюрк Тюркдоган и политик Нурай Оздоган выступили в штаб-квартире партии с заявлением о «праве Абдуллы Оджалана на надежду».

Тюркдоган напомнил о решении ЕСПЧ и сказал, что Комитет действовал слишком медленно, когда дело касалось положения Абдуллы Оджалана. Политик отметил: «Дата вынесения решения – 2014 год, и в 2015 году Комитет министров всё ещё вел переписку с Турцией о включении этого вопроса в свою повестку дня, но не делал этого до 2021 года. За это время как адвокаты г-на Оджалана, так и правозащитные и юридические организации Турции направляли различные уведомления в Комитет министров Совета Европы. В сентябре 2021 года Комитет заявил, что Турция должна представить план действий. С тех пор прошло три года. Турция не выполнила ни одной из рекомендаций. Её власти не отменили пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами и не признали «права на надежду». На Имралы продолжается изоляции. С этим нельзя мириться».

«Пора принять соответствующие меры»

Тюркдоган заявил, что Комитет министров действует, исходя из политических мотивов: «Так происходит не только в случае похожих дел, но и во многих других ситуациях. Эта ситуация касается тысяч людей, а Турция настаивает на том, чтобы не делать ровным счетом ничего. Решение, принятое в этом году, выглядит серьезнее, чем в 2021 году. Теперь Комитет просит установить конкретный срок, по крайней мере до следующего года, и заявляет о намерении подготовить промежуточное решение, если требования не будут выполнены. Собственно, мы хотели бы обратиться к Комитету с призывом без лишних слов. Европейская конвенция по правам человека предельно ясна. Если страна упорно и умышленно не выполняет решения ЕСПЧ, вы должны инициировать процедуру о нарушении правовых норм. Поэтому, если Турция не признает право на надежду в ближайшее время и не выполнит требования, мы ожидаем от Комитета выполнения конвенции».

Призыв к парламенту

Тюркдоган добавил: «Мы хотели бы обратиться к парламенту с призывом: в Турции продолжается очевидная дискриминация. Она коснулась как тех, кто подвергается правовых вердиктам в рамках «антитеррористического» права, так и тех, кто не подвергается. Но в случае с г-ном Оджаланом в закон об исполнении наказаний было включено специальное положение. Была добавлена временная статья 2. Допустимо ли это, когда в закон вносят специальную статью, написанную для одного человека? Это неприемлемо. Поэтому мы хотим, чтобы партии и группы депутатов в нашем парламенте внесли предложение об отмене статьи 25, пунктов 2 и 16 статьи 107, пункта 9 статьи 110, временной статьи 2, временного пункта 6-2 и временных пунктов 9-6 Закона об исполнении наказаний. Мы надеемся, что эти поправки будут приняты. Тогда дискриминация будет устранена, а «право на надежду» будет реализовано».

Закон об исполнении наказаний обязателен к исполнению

Турции необходимо отказаться от привычки откладывать решение проблемы перед лицом растущей угрозы и как можно скорее реорганизовать закон об исполнении наказаний в соответствии с прецедентным правом ЕСПЧ. Парламентская группа нашей партии неоднократно представляла соответствующие законодательные предложения. Последний законопроект – предложение об отмене пожизненного заключения при отягчающих обстоятельствах. Мы хотели бы ещё раз заявить, что наши предложения должны быть приняты во внимание и оценены как можно скорее. Пора принять все необходимые меры».

Тюркдоган обратился к политикам, властям и общественному мнению и заявил, что путь к достижению мира лежит через прекращение изоляции.

«Это не только наше требование»

Выступая перед собравшимися, соратница Тюркдогана Нурай Оздоган сказала: «Требование об облегчении положения Оджалана и тысяч других заключенных – это не только требование нашей партии. Наша партия передает вам требование народных масс. ПНРД обращается к властям, которые должны взять на себя ответственность в сложившейся ситуации. Сегодня, когда вы отказались от закона справедливости, когда вы применяете правовые стандарты так, как вам удобно, все государственные механизмы приходят в упадок. Трудно добиться мира, когда народный запрос на справедливость ущемлен. Поэтому мы действуем, понимая меру ответственности политической партии, и призываем государственные институты и правительство исполнять свой долг перед этим народом».

Заявив, что требование народа о прекращении изоляции не должно игнорироваться, Оздоган сказала: «Все народы Турции должны высказаться. Это проблема и вопрос всех народов, населяющих нашу страну. Мы будем продолжать говорить об этом всё громче. Мы считаем, что для того, чтобы открыть дверь к миру, изоляция должна прекратиться в кратчайшие сроки. Мы призываем всех и каждого взять на себя ответственность за наше общее будущее».