НКК: лидер Абдулла Оджалан и весь курдский народ под угрозой уничтожения
Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан и весь курдский народ находятся под угрозой уничтожения.
Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан и весь курдский народ находятся под угрозой уничтожения.
Национальный конгресс Курдистана (НКК) опубликовал подробный доклад о состоянии курдского национального лидера Абдуллы Оджалана в тюрьме.
НКК призвал всех обратиться с письмами в Совет Европы, к Генеральному секретарю ООН, в организации Amnesty International, Human Rights Watch, в парламенты, политические партии и правительства с требованием соблюдать в отношении Абдуллы Оджалана права человека и предоставить ему законные права, в которых так долго было отказано.
Далее мы приводим выдержки из доклада НКК:
«Находясь в тюрьме, Абдулла Оджалан написал множество статей и материалов для внутренних и европейских судебных дел, в которых он продолжал искать ответы на главные политические вопросы современности. Несмотря на тяжелые условия заключения и полную изоляцию, ему удалось сформулировать новую политическую философию, которую он называет «демократической нацией» и «демократическим конфедерализмом» и которая ищет пути не для создания новых границ, а для освобождения жизни и обеспечения плюрализма идентичностей. Некоторые из этих работ были переведены на несколько языков и опубликованы под названием «Тюремные письма». Абдулла Оджалан является автором более шестидесяти книг по широкому кругу вопросов – от религии, философии и гендерного освобождения до искусства, политики и проблемы национального освобождения».
«Существование Абдуллы Оджалана всегда было бельмом на глазу у Турции. С помощью европейских государств и НАТО Турция проводит стратегию «смерть во имя времени». Европейские государства поддерживают эту стратегию, поскольку Оджалан вывел курдов из тупика Лозаннского договора в день его 100-летия – 24 июля 2023 года. Этот договор объявил курдов несуществующими и сделал их объектом охоты турецких, иракских, сирийских и иранских государств.
Сейчас лидеру курдского народа Абдулле Оджалану 74 года, из них в тюрьме он провел 24 года – почти треть своей жизни. Это огромная несправедливость, допущенная по отношению к нему, но дух и статус господина Оджалана остаются неизменными. Напротив, его значение возросло, а его идеи стали еще более актуальными. Миллионы курдов во всем мире считают Абдуллу Оджалана своим политическим лидером в борьбе против национального, культурного и физического угнетения со стороны турецкого государства. Он также подарил надежду на лучший мир людям всех слоев общества благодаря политическим идеям, которые продемонстрировали свой потенциал для преобразования общества».
Тюремный остров Имралы
«13 января 2023 г. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил, что верховенство закона находится под серьезной угрозой превращения в «верховенство беззакония». Вскоре после своего похищения 15 февраля 1999 г. курдский лидер Абдулла Оджалан сказал то же самое. И его похищение, и 24 года заключения на острове-тюрьме Имралы олицетворяют собой это «правление беззакония». Тот, кто хочет понять, что это значит, не должен далеко ходить. 24 года заключения Оджалана явно это демонстрируют. Именно поэтому в курдской политике никто не говорит об острове-тюрьме Имралы, а скорее о системе Имралы. Система Имралы – это центр «правления беззакония». В своем своеобразном режиме, характеризующемся, по сути, постоянным приостановлением системы прав, вытекающих из международного и внутреннего права, система Имралы представляет собой кристаллизованное воплощение взглядов Анкары на решение курдского вопроса.
Тюремный остров Имралы является частью турецкого государства, но имеет свой особый статус. Тюрьма F -типа Имралы – это закрытая тюрьма строгого режима, расположенная у турецкого побережья в Мраморном море. Она была построена в феврале 1999 года специально для курдского лидера Абдуллы Оджалана в обход национального и международного права и функционирует на основе особого статуса со своей особой практикой. В рамках так называемого усиленного тюремного режима в тюрьме в течение длительного времени в условиях чрезвычайной изоляции содержатся несколько человек: курдский лидер Абдулла Оджалан – пребывает в заключении 24 года, Хамили Йылдырым, Омар Хайри Конар и Вайси Акташ – 8 лет».
По мнению ООН, практика в Имралы является нарушением международного права
В докладе также говорится: «Запрет на посещение адвокатами Имралы открыто нарушает Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), принятые ООН. Согласно этому своду правил, государства должны гарантировать основные права заключенных вне зависимости от их личности и характера наказания.
Это также является нарушением прав и привилегий адвокатов, изложенных в Основных принципах ООН, касающихся роли адвокатов, в частности, основные принципы 8 и 16. Основной принцип 8 четко гласит: «Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам должны быть предоставлены надлежащие возможности, время и условия для посещения их адвокатом, общения и консультаций с ним без задержки, перехвата или цензуры и в условиях полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в пределах видимости, но не в пределах слышимости сотрудников правоохранительных органов». Аналогичным образом, основной принцип 16 гласит, что правительства должны обеспечить адвокатам возможность выполнять все свои профессиональные функции без запугивания, препятствий, преследований или ненадлежащего вмешательства, а также возможность свободно перемещаться для консультаций со своими клиентами как в пределах своей страны, так и за рубежом».
Произвол и одиночное заключение
«Длительная изоляция и одиночное заключение призваны сломить заключенных психологически и физически, в том числе путем сенсорной депривации. Такие условия содержания называют «белыми пытками». В течение одиннадцати лет Абдулла Оджалан был единственным заключенным на Имралы. Теперь во время ежедневных прогулок по небольшому тюремному двору вместе с тремя другими заключенными за господином Оджаланом ведется пристальное наблюдение. Если он заговорит с остальными, на него может быть произвольно наложено дисциплинарное взыскание. В 2018 году он получил двадцатидневный запрет на выход из камеры. Также в 2018 году в отношении него было начато дисциплинарное расследование за разговоры во время игры в волейбол и баскетбол с другими заключенными, и он был приговорен к "лишению свиданий на три месяца" на основании того, что "превратил свои спортивные занятия в общение". В Имралы наказания выносятся в зависимости от политической конъюнктуры. Если курдское движение за пределами страны бросает вызов турецкому государству, то Оджалан получает за это наказание. Например, когда он разговаривает во время ежедневных прогулок с тремя другими заключенными, ему запрещают видеться с ними под предлогом того, что он "распространяет пропаганду среди членов организации».
В Имралы не действуют турецкие законы
Далее в докладе отмечается: «Статья 59 Закона Турции № 5275 гласит, что задержанные и осужденные имеют право на свидания с адвокатами в рабочее время, т.е. в течение пяти дней в неделю. Статья 25 того же закона гласит, что осужденные к пожизненному заключению при отягчающих обстоятельствах могут посещаться членами своей семьи каждые 15 дней.
В соответствии с этими правилами члены семьи и адвокаты на протяжении 2022 года регулярно подавали письменные заявления в Главную прокуратуру Бурсы, в ведении которой находится тюрьма Имралы, с просьбой разрешить им посещение Абдуллы Оджалана и других заключенных. Такие же заявления через прокуратуру были направлены и в администрацию тюрьмы Имралы. В общей сложности 49 заявлений о посещении от родственников, поданных в обе инстанции в 2022 году, остались без ответа. В результате ни одного личного контакта между г-ном Оджаланом и членами его семьи не состоялось. Это касается и тех заявлений, которые были поданы в праздничные дни. Аналогичным образом, 98 заявок на посещение адвокатов, поданных в оба ведомства в течение года, остались без ответа, в результате чего не удалось установить ни одного контакта между Абдуллой Оджаланом и его адвокатами. В период с 2021 по 2023 год 274 заявки на свидания с адвокатами и 118 заявок на свидания с родственниками, поданные в Главную прокуратуру Бурсы и Управление тюрем острова Имралы, остались безрезультатными».
Система Имралы является чисто политической
«Тот факт, что Турция так быстро отходит от принципа верховенства закона, связан с беззаконием в Имралы. Изоляция Имралы является синонимом нерешенного курдского вопроса. Невозможность решить курдский вопрос все дальше и дальше отдаляет Турцию от демократии. И то, что происходит в Имралы, и продолжающееся попрание прав в Турции, к сожалению, сегодня многими воспринимается как нормальное явление.
Джамиль Байык, сопредседатель Исполнительного совета АОK, дал четкую характеристику Имралы, сказав: «Эта изоляция не имеет ничего общего с правосудием. Она носит чисто политический характер. Когда борьба усиливается, турецкое государство немного ослабляет изоляцию. Но когда борьба ослабевает, полная изоляция восстанавливается. Поэтому каждый должен понять, что его обязанность – выступить против полной изоляции и против геноцида. [...]”
Без признаков жизни в течение 28 месяцев
Впервые разрешение на телефонные разговоры было дано господину Оджалану 27 апреля 2020 года. Кроме того, 25 марта 2021 г. ему было разрешено поговорить по телефону с братом, Мехметом, после того как общественность забеспокоилась о здоровье курдского лидера, вызванном обвинениями в социальных сетях. В 2021 году телефонный разговор Абдуллы Оджалана с братом был прерван и прекращен через несколько минут после начала. С тех пор нет никакой подтвержденной информации о его здоровье и самочувствии не поступало. Последний раз членам семьи Оджалана было разрешено посетить его в марте 2020 года. С августа 2019 года он не может встретиться со своими адвокатами.
Новое измерение – угроза жизни Оджалана
8 июля в интервью курдскому телеканалу «Стерк» член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Сабри Ок заявил, что недавно через администрацию тюрьмы Имралы Абдулле Оджалану были анонимно отправлены письма с угрозами. В дополнение к царящему в Имралы беззаконию, эти серьезные угрозы представляют собой новый уровень психологического террора против г-на Оджалана. Поэтому этот вопрос вызывает большую озабоченность у нас и миллионов курдов во всем мире, которые поддерживают Абдуллу Оджалана.
Как заявил господин Сабри Ок, последние угрозы были получены в виде анонимных писем, проверенных и переданных как турецким государством, так и администрацией тюрьмы Имралы. По словам господина Ока, письма содержали такие сообщения, как: «Мы отравим тебя, и ты умрешь. Даже насекомые, которые будут есть твой труп, будут отравлены и погибнут». Это произошло в то время, когда Абдулла Оджалан уже около 28 месяцев не имел возможности связаться с внешним миром».
Повод для серьезного беспокойства
В докладе подчеркивается: «К последним угрозам следует отнестись очень серьезно, поскольку в марте 2007 года Абдулла Оджалан уже был отравлен, будучи в заключении на тюремном острове. Впоследствии это было доказано несколькими международными лабораториями, в том числе лабораторией ChemTox в Страсбурге, на основе образца волос господина Оджалана. Результат анализа показал, что уровень содержания хрома и стронция в волосах Оджалана значительно превышает норму.
Необходимы срочные меры
Учитывая серьезность недавних угроз жизни г-на Оджалана, мы призываем Комитет министров и Парламентскую ассамблею Совета Европы, ЕС и ООН организовать срочную специальную миссию для посещения Абдуллы Оджалана. Если это невозможно, мы призываем эти институты оказать юридическое, политическое и дипломатическое давление на страну-члена ООН Турцию, чтобы обеспечить немедленный визит адвокатов или членов семьи Абдуллы Оджалана».