По данным многочисленных отчетов правозащитных организаций турецкие тюрьмы превратились в центры пыток, и особенно сильно это осложнило положение политических заключенных. В пенитенциарной системе страны ухудшается ситуация с дискриминационной политикой в отношении больных узников, продолжаются дисциплинарные взыскания и насилие со стороны сотрудников тюремной охраны. Уличные протесты в поддержку заключенных заканчиваются нападениям со стороны полиции.
Окан Данаджи и Ярен Тунджер, сопредседатели Федерации социалистических молодежных объединений, провели в турецких застенках шесть месяцев. Они были арестованы в марте и вышли на свободу на днях. В этом интервью они рассказали о нарушениях прав в тюрьмах и борьбе молодежи.
Разрешения на посещение
Данаджи отметил, что в турецких тюрьмах назрели серьезные проблемы, требующие анализа и всестороннего обсуждения. Очень часто правонарушения можно видеть на примере свиданий заключенных с родственниками. Он сказал: «Для турецких тюрем характерна настоящая изоляция. Посетителей проверяет служба безопасности. Часто ваши друзья не могут прийти к вам на свидание. Людям, которые оказались под арестом или находятся под следствием, администрация тюрем отказывает без объяснения причин».
Затрудненный доступ к источникам информации
Среди тех, кто оказывается под арестом по произвольным причинам, есть студенты, у которых отбирают право на образование, сказал Данаджи, добавив: «В камерах часто проводятся обыски, вводятся ограничения на различные предметы обихода и книги. Существуют требования, согласно которым заключенные не могут получить в свое распоряжение более десяти книг, и в любом случае вам разрешат только определенные книги или одежду. При этом в тюрьме сложно получить доступ к радио и телевидению. Расходы на это огромны. Помимо этого, есть много специфических проблем, с которыми сталкиваются женщины».
Изоляция, угнетение и запугивание
Данаджи подчеркнул, что в тюрьмах складывается «ситуация изоляции, угнетения и запугивания». Так, другого участника SGDF, арестованного в мае прошлого года, пытались завербовать информатором для полиции и турецкой разведывательной службы MIT: «Неизвестные сообщили ему, что у него запланирована встреча с адвокатом, после чего его встретили несколько сотрудников полиции. Они оказывали давление на нашего друга, предлагая ему стать агентом. Это часть политики давления и запугивания. Мы займемся этой проблемой в ближайшем будущем».
Молодежь нельзя взять под контроль
После майских выборов в обществе начался упадок и люди потеряли надежду. Выход из этой ситуации возможен только путем борьбы, считает председатель SGDF: «В обществе царит атмосфера разочарования, что стало очевидно после выборов. Одна из наших главных задач – повсеместная борьба, протесты на улицах, в университетах, в студенческих городках. Мы должны объединить молодежь в борьбе за свободу и справедливость, и для этого необходимо организовываться. Сегодня мы видим, что рабочие тоже продолжают сопротивление, озвучивая различные требования. Протестует и община алевитов. Протестуют учащиеся. Женщины ведут свою борьбу. Молодежь должна сыграть отдельную роль в сопротивлении. Мы верим, что у нас всё получится, потому что наша история дает надежду на успех. Молодых людей нельзя заставить замолчать. Их нельзя взять под контроль».
Критикуя правительство, вы рискуете оказаться в тюрьме
Ярен Тунджер заявила, что «правительство ПСР/ПНД бросает в тюрьмы всех, кто выходит на протесты или критикует властей. Любой, кто скажет на улице или в интервью что-то, что не понравится властям, быстро окажется за решеткой. Женщины страдают от нарушений прав чаще, потому что тюрьмы в Турции ориентированы на мужчин».
Председательница молодежного движения рассказала о своем опыте заключения, отметив, что в тюрьме очень трудно получить доступ к средствам гигиены и чистящим средствам: «Такие вещи, как гигиенические прокладки и тампоны, часто недоступны. Можно получить прокладки только одного вида, а купить можно лишь средства гигиены со сроком годности до 2021 года. Эта ситуация не изменилась по сей день, хотя мы неоднократно указывали на неё и обсуждали данную проблему. Продажа и покупка тампонов запрещена, в тюрьме их получить невозможно. Есть и другие проблемы – когда вы идете на свидание с родственниками или на прогулку, вы не просто ограничены в правах, вы постоянно слышите замечания охранников по поводу того, во что вы одеты. В камерах ведется видеонаблюдение. Они пытаются ограничить мир заключенных, и вы чувствуете постоянный контроль, находясь в тюрьме. Вам нельзя носить цветные заколки для волос, только черные. Эти меры направлены именно против политзаключенных. Политические узники добились своих прав после многих лет борьбы и ценой огромных усилий, а теперь мы видим постоянные попытки отнять эти права и, в частности, повлиять на то, как ведут себя женщины».
Сломить фашистский альянс
Тунджер отметила, что борьба, которую ведет молодежь, должна усилиться, и подчеркнула, что разочарование после выборов можно преодолеть уличными протестами и дальнейшим сопротивлением: «Мы можем обратить этот процесс вспять и преодолеть разочарование, усиливая борьбу на улицах, чтобы сломить фашистский альянс. Помните, что демократия, свобода, равенство и справедливость – в руках угнетенных. Добиться побед можно только с помощью организованной силы».