Международные организации, занимающиеся защитой свободы прессы, свободы слова, прав человека и журналистов, а также сами средства массовой информации выражают серьёзную обеспокоенность в связи с недавней эскалацией нарушений свободы прессы в Турции. Эти события стали тревожным началом нового года. Организации подчеркивают, что участившиеся случаи произвольных арестов, задержаний, судебных мер контроля и обвинительных приговоров представляют собой серьёзную угрозу для независимых СМИ, демократического дискурса и фундаментальынх прав человека в стране.
Международные организации считают, что Турция должна соблюдать международные стандарты защиты свободы слова и свободы прессы, а также следовать принципам, закреплённым в её собственной конституции. Это позволит гарантировать основы демократии и права человека.
Только в январе 2025 года по меньшей мере девять журналистов были арестованы, шесть приговорены к тюремному заключению, пять задержаны, против 23 были начаты расследования, а один работник СМИ столкнулся с препятствиями со стороны полиции. Ниже приводится хронология нарушений свободы прессы за последний месяц:
- 2 января власти начали расследование в отношении журналистки Аслыхан Генчай за её статью о коррупции в Хатае. Правительство заблокировало доступ к этой статье и обвинило журналистку в многочисленных правонарушениях, включая нарушение закона о дезинформации. Это явная попытка подавить журналистские расследования.
- 7 января Главная прокуратура Анкары начала расследование в отношении 21 журналиста, освещавшего заключительные слушания по делу Кобани. Работникам СМИ грозят штрафы за якобы несанкционированную фотосъемку. Такой шаг фактически криминализирует обычные судебные репортажи.
- 17 января в результате скоординированных репрессий в нескольких городах были задержаны шесть журналистов – Рейхан Хаджиоглу, Неджла Демир, Рахиме Карвар, Ведат Оруч, Велат Экин и Ахмет Гюнеш. Им было отказано в основных юридических правах, включая доступ к юридическому представительству, и впоследствии они были арестованы 20 января без записи их показаний. Единственным оправданием властей, по-видимому, является их законная журналистская деятельность. (Примечание: Ахмет Гюнеш был освобожден 4 февраля).
- 21 января корреспондент телеканала Rudaw TV Равин Стерк Йылдыз столкнулся с вмешательством полиции, когда документировал задержание в стамбульском районе Бейоглу. Несмотря на то, что он явно назвал себя журналистом, ему помешали зафиксировать этот публичный инцидент.
- 23 января был вынесен шокирующий приговор: пять журналистов — Якуп Четин, Ахмет Мемиш, Джемал Азми Калыонджу, Унал Танык, Йеткин Йылдыз и Гёкче Фират Чулхаоглу – получили суровые тюремные сроки от 25 месяцев до более шести лет по обвинению в терроризме, несмотря на отсутствие убедительных доказательств.
- Арест журналиста Эйлема Бабайигита 24 января в очередной раз продемонстрировал, как необоснованно обвинения в «членстве в незаконной организации» могут быть использованы в качестве повода для преследования.
- 28 января задержание журналистов Барыша Пехливана, Седы Селек и Серхана Аскера после трансляции ими записанного телефонного разговора со свидетелем-экспертом вызывает опасения по поводу ограничений на освещение вопросов, представляющих общественный интерес. Суд освободил Седу Селек и Серхана Аскера под судебный контроль.
- Начало расследования в отношении обозревателя T24 Ширин Пайзын 28 января по обвинению в «пропаганде террора» в социальных сетях свидетельствует о расширении масштабов слежки и криминализации выражения мнений в Интернете.
- 28 января журналистка Сафие Алагаш, бывший редактор новостей прокурдского издания JINNEWS, была приговорена к шести годам и трем месяцам лишения свободы. Алагаш уже провела год в предварительном заключении и в настоящее время находится на свободе в ожидании апелляции.
- 29 января главный редактор телеканала Halk TV Суат Токташ, координатор программы Кюршад Огуз и журналист Барыш Пехливан были задержаны за трансляцию записанного телефонного разговора со свидетелем-экспертом. В то время как Пехливан и Огуз были освобождены с условием судебного контроля, Токташ был арестован. Власти сослались на риск бегства и потенциальную фальсификацию доказательств, что свидетельствует об использовании критериев произвольного задержания. Halk TV, один из крупнейших частных телеканалов Турции, известен своими критическими программами.
Решения регулятора телерадиовещания угрожают свободе прессы
Регулятор телерадиовещания Турции RTÜK нередко преследует критические СМИ. За некоторое время до того, как были задержаны журналисты, которые вели трансляцию записанного телефонного разговора, председатель RTÜK предупредил о возможных последствиях для СМИ и журналистов в связи с этой трансляцией, что, по сути, было сигналом о грядущих репрессиях. В своём заявлении он раскритиковал телеканал Halk TV за то, что тот записал и транслировал телефонный разговор со свидетелем-экспертом без разрешения, обвинив телеканал в попытке повлиять на текущий судебный процесс.
Этот инцидент отражает более широкую схему регулятивного давления на критические СМИ. В 2024 году RTÜK ввел 24 запрета на вещание, наложив штрафы на общую сумму 81,5 млн турецких лир (около 2,2 млн евро или 2,3 млн долларов). В большей части случаев мерам наказания подверглись медиа, критикующие правительство.
Систематическое применение регулятивных мер в отношении СМИ, которые высказывают критические взгляды, вызывает серьёзные опасения за независимость регулирования вещания и его влияние на плюрализм в этой сфере в Турции.
В качестве примера можно привести недавний случай, когда после катастрофического пожара в отеле в Болу, вспыхнувшего ранним утром 20 января 2025 года и унесшего 78 жизней, председатель RTÜK предписал СМИ сообщать только информацию из официальных источников. Вскоре после этого распоряжения Второй мировой уголовный суд Болу по требованию Главной прокуратуры Болу наложил запрет на освещение катастрофы в эфире.
Меры судебного контроля: новый инструмент цензуры
Хотя количество журналистов, находящихся в тюрьмах, по-видимому, уменьшается, за этим стоит тревожная тенденция. Всё чаще в качестве альтернативных способов ограничения свободы прессы применяются меры судебного контроля, такие как запреты на поездки, регулярные проверки в полицейских участках и домашний арест. Эти меры представляют собой не менее антидемократическую практику, направленную на контроль свободы передвижения и выражения мнений журналистов. Систематическое их использование в сочетании с усилением цензуры в интернете, похоже, становится основным способом подавления независимой журналистики, заменяя традиционное заключение под стражу.
Недавние события являются ярким примером этой модели. Хотя журналисты и освобождаются под судебный контроль вскоре после задержания, произвольное введение запретов на поездки, домашнего ареста и других ограничений продолжает мешать им эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Эти меры, которые изначально задумывались как исключительные инструменты защиты для обеспечения справедливого судебного разбирательства, все чаще используются как инструмент подавления свободы прессы.
В связи с вопиющими нарушениями свободы прессы в Турции, мы настоятельно призываем турецкие власти проявить уважение к принципам правосудия. Необходимо освободить журналистов, подвергшихся необоснованным арестам и задержаниям, а также обеспечить защиту важнейшей роли журналистики в развитии общественных дискуссий и демократии.
Заявление было подготовлено в рамках программы быстрого реагирования на нарушения свободы СМИ (MFRR) – общеевропейского механизма, который отслеживает, контролирует и реагирует на нарушения свободы прессы и СМИ в странах-членах ЕС и странах-кандидатах.