По данным Министерства финансов Турции, дефицит бюджета на 2020 год составил 172,7 миллиарда турецких лир. В 2021 году этот показатель вырос до 192,2 млрд лир, а в 2022 году дефицит бюджета составил 139 млрд лир.
Экономические взгляды Эрдогана
Сезай Темелли, член парламента от Зеленой левой партии, рассказал ANF о турецкой экономике. Политик, доктор экономических наук, отметил, что экономика была сформирована в соответствии со взглядами Эрдогана, основанными на фашистской идеологии. «Руководство экономикой привело нас к катастрофе. Прежде всего, поскольку экономическая политика последних пяти лет формировалась на основе фашизма, она стала причиной экономических проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Другими словами, сегодняшние экономические проблемы напрямую связаны с политическими решениями. Если мы посмотрим на этот процесс, то политические взгляды Эрдогана и выбранный им путь привели экономику к этой точке», — сказал турецкий политик, который в недалеком прошлом был сопредседателем Демократической партии народов (ДПН).
Военная экономика и коррупция
Далее Темелли заявил: «Да, некоторые события в мире, пандемия и глобальный кризис, конечно, оказали влияние, но этого недостаточно, чтобы объяснить ситуацию, в которой мы находимся сегодня. Если вы посмотрите на другие страны и мир в целом, то нет другого государства, которая переживает такой глубокий кризис, как Турция. Турция находится на десятом место по индексу бедности. Ее опережают лишь такие страны, как Судан. Это показывает нам, как далеко зашли бедность и экономический коллапс. Одна из главных причин — институционализация фашизма. Правительство полагается на военную экономику. Кроме того, коррупция достигла невероятных уровней. Турция входит в пятерку лидеров в мире по этому показателю. И, конечно, неосновательное обогащение и бессистемное использование ресурсов страны также играют важную роль в том, что Турция находится так высоко в этих рейтингах».
Постоянный дефицит бюджета в течение пяти лет
На вопрос, насколько устойчива эта экономическая политика, Темелли ответил: «Такую экономическую политику можно поддерживать, только растрачивая все ресурсы впустую. В конце концов, бюджет показывает, как это происходит. Бюджеты за последние пять лет последовательно составлялись таким образом, чтобы поддерживать экономику. Поэтому экономический кризис углубляется. Дефицит бюджета и управление бюджетом — это важный критерий. В последнее время Турция испытывала постоянный дефицит бюджета, и он постоянно увеличивался. В этом году будет огромный дефицит бюджета. В 2023 году он будет даже выше».
Темелли продолжил: «То, как финансируется дефицит бюджета, также важно. Это происходит за счет инфляционной политики. Правительство пытается в определенной степени покрыть дефицит бюджета, собирая с граждан налоги, которые оно не может собрать с богатых. С другой стороны, печатая деньги через центральный банк, правительство подпитывает инфляцию и пытается закрыть дефицит бюджета. Когда все это накладывается друг на друга, как дефицитная экономическая политика, так и такой вид финансирования подпитывают кризис, с одной стороны, и углубляют бедность — с другой. Но, конечно, экономика сталкивается не только с проблемой дефицита бюджета. Есть дефицит внешней торговли, дефицит текущего счета и дефицит сбережений. Таким образом, это множественный дефицит, а экономика находится под давлением этих обстоятельств. В такой ситуации экономика нужно самым серьезным образом наладить. Если упорядочивание экономики все еще является вариантом улучшения ситуации за счет рабочих и народа, когда бедность так велика, а рабочие подвергаются эксплуатации. Это означает разрушение и невыносимую жизнь для народа нашей страны».
Темелли добавил: «Насколько нам известно, перспектив успешной экономической политики нет. В частности, обещания и экономические меры, принятые в ходе предвыборной кампании, еще больше усложнили ситуацию. Похоже, из этой ситуации нет выхода. Для этого нет политической воли. Потому что продолжение политической линии, направленной на институционализацию фашизма, будет с нами в предстоящий период».
Приоритетом Мехмета Шимшека являются финансовые рынки
Сезай Темелли считает, что экономика, которую ведет Мехмет Шимшек в пользу финансовых рынков, ничего не принесет людям и рабочим: «Мехмет Шимшек является сторонником неолиберальной политики. Приоритетом Мехмета Шимшека будут финансовые рынки. Речь идет о завоевании доверия финансовых рынков и открытии новых займов, новых долгов, новых воздушных замков. Знает ли Шимшек что-нибудь об экономике? Конечно, т, но с точки зрения капитала. Ответ на вопрос о том, как много он знает об экономике по отношению к обществу, по отношению к решению проблем, с которыми мы сталкиваемся, очевиден из его практики в прошлом».
Темелли заключил: «Мехмет Шимшек и команда того времени понимали, что наиболее важные основы, которые могли бы удержать экономику на плаву и бороться с кризисом, были вырваны с корнем и поставлены под угрозу приватизацией и долговой политикой. Шимшек — один из важнейших представителей неолиберальной рыночной экономики. Вы не сможете разрешить существующий кризис с такой идеологией. Но когда дело доходит до начала новой волны приватизации, открытия новых кредитных обязательств, это сигнал определенным группам капитала, которые хотят наладить экономику: «Смотрите, мы полны решимости». Даже если они приведут десять Мехметов Шимшеков, похоже, нет выхода из экономического кризиса и этого экономического коллапса, в который нас втягивают».