Представители Комиссии по иностранным делам ДПН (Демократическая партия народов) Фелекнас Уджа и Хишяр Озсой опубликовали заявление о последней волне арестов политиков ДПН. Партия указала, что правительство хочет криминализировать ДПН с помощью выдуманных обвинений, планируя использовать такие обвинения для закрытия партии.
В заявлении ДПН говорится:
«В рамках дела Кобани была проведена очередная волна задержаний политиков ДПН. 12 апреля Главное государственное управление Анкары выдало ордера на задержание 91 человека, включая руководителей нашей партии, мэров, муниципальных служащих, бывших членов партии и администраторов. По меньшей мере, 46 человек были задержаны во многих городах, в том числе в Мерсине, Адане, Стамбуле, Амеде (Диярбакыре) и Урфе. Задержанных обвинили в «причастности к финансовой организации инцидентов в Кобани» и «оказании финансовой помощи членам РПК, которые были убиты или ранены во время инцидентов». Некоторым из них также были предъявлены обвинения в «членстве в террористической организации».
Эти задержания связаны с протестами, которые прошли в Турции в начале октября 2014 года, когда город Кобани на севере Сирии находился под осадой и атаками ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России). Восемь лет после предполагаемых преступлений! Бывший сопредседатель муниципалитета Мерсин Акдениз Фазил Тюрк; бывший бухгалтер ДПН Зеки Челик; Мустафа Билгич, администратор провинции Адана ДПН; Администрация района Каяпынар ДПН Шахин Эроглу находится среди задержанных.
20 апреля 2022 г. были выданы ордера на задержание еще 44 человек в рамках расследования, инициированного Главным государственным управлением Диярбакыра в 6 провинциях. Задержанных обвинили в перечислении финансовых средств РПК. Среди задержанных Неджати Пиринччиоглу, бывший сопредседатель Каяпинара (Диярбакыр), и бывшие сопредседатели Эргани (Диярбакыр) Рамазан Карталмыш и Мерван Йылдыз.
Дело Кобани, которое носит политический характер и было возбуждено в соответствии с краткими инструкциями власти, уже находится на рассмотрении в Анкаре. Десятки администраторов ДПН, в том числе наши бывшие сопредседатели Селахаттин Демирташ и Фиген Юксекдаг, бывшие депутаты, мэры и члены Центрального исполнительного совета, приговорены к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами по обвинению в «попытке свержения правительства и убийстве людей, погибших в ходе инцидентов в Кобани».
Дело основано на обвинениях наших политиков в поддержке протестов в Кобани, которые прошли 6-8 октября 2014 года. Это были протесты против осады города Кобани и против бездействия турецкого правительства перед лицом резни со стороны ИГИЛ. В ходе протестов погибли, по меньшей мере, 43 человека. Подавляющее большинство этих людей были членами или сторонниками ДПН, и они были убиты огнестрельным оружием турецкой полиции. Президент Эрдоган обвинял наших арестованных сопредседателей и ДПН в подстрекательстве к насилию.
Большая палата Европейского суда по правам человека уже рассмотрела подобные обвинения в адрес ДПН в деле «Демирташ против Турции» и пришла к выводу, что ДПН не причастна к насилию во время протестов и все обвинения против руководства ДПН должны быть сняты. Более того, депутаты от ДПН внесли на данный момент более десяти парламентских предложений о создании межпартийной парламентской комиссии для расследования протестов, установления истины и содействия выявлению провокаторов и подстрекателей к насилию. Но все наши предложения были отвергнуты правящим альянсом ПСР-ПНД.
Продолжающееся дело Кобани уже превратилось в юридическую пантомиму. Недавно бывший председатель суда Бахтияр Чолак был задержан по обвинению в организованной преступности и коррупции. Позже он был отпущен под домашний арест и отстранен от занимаемой должности Советом судей и прокуроров (ССК). 28 марта суд отклонил требования адвокатов подсудимых о прекращении производства по делу в отношении бывшего главного судьи Чолака.
Во время слушаний по делу Кобани имели место практики, которые нельзя принимать ни в одном судебном деле. Например, свидетели отказались от своих показаний или были выявлены несоответствия в их показаниях. Некоторые заявители были включены в обвинительное заключение против их воли, даже не зная, почему они жалуются в данном случае. Почти на каждом слушании микрофоны адвокатов и подсудимых отключались, когда они выступали, а свидетели заслушивались в отсутствие адвокатов и подсудимых. 6 апреля суд отклонил ходатайство подсудимых об информировании о допросе свидетелей до их проведения.
Перед лицом всех этих скандальных практик правительство предприняло следующий шаг против ДПН и начало вторую волну задержаний. Мы уже подчеркивали в наших предыдущих заявлениях, что существует тесная связь между делом Кобани и делом о закрытии ДПН, поскольку главный прокурор по делу о закрытии основывает большинство своих обвинений против ДПН на протестах в Кобани. Правительство хочет криминализировать ДПН с помощью выдуманных обвинений, планируя использовать такие обвинения для закрытия партии.
Мы призываем всех возвысить свой голос и проявить солидарность против непрекращающихся нападок на нашу партию, которые нацелены не только на ДПН, но и на возможность существования демократической политической системы в Турции».