То, что турецкий режим не смог сделать с помощью ИГИЛ* в Кобани в 2014 году, он намерен сделать сегодня, используя СНА. Те, кто сражались в те дни на возвышенности Миштенур, сегодня сопротивляются вторжению на мосту Керекозак. Кобани призывает к сопротивлению сегодня, как это было вчера.
ИГИЛ, турецкая марионетка, начало атаковать Кобани с Керекозака в 2014 году. Сегодня подразделения СНА, наследники ИГИЛ, также выбрали Кобани мишенью. Будущее Рожавы снова будет определяться её защитниками – теми, кто сопротивляется вторжению у моста Керекозак.
Слова бойца ОНС «Кобани был освобожден за десять минут до трех часов» подарили огромную надежду всему миру. Те, ждали, что произойдет в Кобани, в течение 134 дней, встретили эту новость с огромной радостью. Для курдов эти слова имели совсем другое значение; они вошли в историю как выражение борьбы против будущего, которое было уготовано их народу. Турция не смогла смириться с тем фактом, что Кобани не пал, и после краха режима Баас снова решила атаковать город. На этот раз режим Эрдогана использовал Сирийскую национальную армию (СНА) вместо ИГИЛ. Цель осталась прежней – уничтожить равноправие и свободную жизнь курдского народа на его собственной родине, олицетворением которой является Кобани, и стереть даже память о статусе, которого добивается население города. Как же формировалось сопротивление в Кобани десять лет назад и что происходило в те дни?
Самоуправление и самооборона
«Арабская весна», начавшаяся в Тунисе в 2011 году и за короткое время охватившая весь Ближний Восток, коснулась и Сирии. На фоне гражданской войны в стране те, кто защищал теорию третьего пути курдского лидера Абдуллы Оджалана, провозгласили революцию в Рожаве 19 июля 2012 года. Народы региона во главе с курдами, которые формировали структуры самоуправляемой администрации в кантонах Джизре, Африн и Кобани, создали пример для всего мира.
Агрессия со стороны ИГИЛ в Рожаве
Тем временем вооруженные формирования ИГИЛ продвигалось, захватывая новые территории как в Сирии, так и в Ираке. Используя Турцию, как плацдарм, террористическая организация собирала джихадистов со всего мира, после чего они атаковали Сирию и Ирак, захватывая целые города. В середине 2014 года ходили слухи, что ИГИЛ собирается захватить Дамаск, столицу Сирии. Это нападение считалось неизбежным, но группировки ИГИЛ наступали на Кобани. Казалось бы, этот город не имел для террористической организации стратегического значения, но причина стала известна некоторое время спустя. Позже лидеры ИГИЛ, захваченные в плен подразделениями ОНС и ЖОС, признаются, что турецкие власти направили их именно к Кобани. Хотя город не имел никакого значения для ИГИЛ, он был важен для курдов, будучи связующим звеном между кантонами Африн и Джизре. Позже выяснится, что турецкий режим использовал ИГИЛ в попытке уничтожить завоевания курдов.
Человеческая воля против обычного оружия
15 сентября ИГИЛ развернулось в сторону Кобани. Целью боевиков было занять город за короткое время, как это было сделано во многих частях Сирии и Ирака. ИГИЛ наступало на Кобани, используя оружие, захваченное в Ираке и Сирии. У отрядов ОНС и ЖОС, решивших противостоять нападавшим, было только их личное оружие и человеческая воля. Фактически, то, что началось в Кобани 15 сентября 2015 года, было битвой воли.
Бои у моста Керекозак
17 сентября ИГИЛ захватило мост Керекозак, который вышел на повестку дня в последнее время в связи с атаками протурецких группировок СНА. Мост находится в 32 километрах от центра города, к юго-западу от Кобани. После этого ИГИЛ начало продвигаться к центру города, совершая нападения на ближайшие деревни. По состоянию на 2 октября 350 из 354 деревень вокруг Кобани были захвачены. Боевики начали наносить удары по центру, используя минометы, танки и ракеты, захваченных у иракской армии.
Арин Миркан изменила ход войны
3 октября боевики ИГИЛ достигли возвышенности Миштенур, с которой открывается вид на город. Арин Миркан, одна из командиров ЖОС, совершила акт самопожертвования на этой возвышенности 5 октября. Её поступок шокировал джихадистов, исповедующих женоненавистническую идеологию. Курды же восприняли действия Арин, как призыв к сопротивлению. Защитникам города удалось сдержать ИГИЛ на этом участке, но террористы продолжали приближаться к Кобани при поддержке турецкого режима. Кобани был окружен джихадистами с трех сторон и заблокирован турецкой армией на севере. ИГИЛ атаковало город с трех флангов и использовало турецкую поддержку. В город не удавалось доставить помощь извне – этому помешала Турция. Так боевикам удалось занять часть центральных районов Кобани.
Исторический призыв Оджалана
Во время встречи, состоявшейся в тюрьме на Имралы 22 сентября, курдский лидер Абдулла Оджалан сказал: «В условиях атак ИГИЛ все наши люди должны строить свою жизнь, исходя из понимания, что им придется сражаться на этой войне. Сейчас в Курдистане идут военные действия высокой интенсивности. Не только народ Рожавы, но и курды, живущие на севере и во всех частях страны, должны планировать свою жизнь соответствующим образом. Я призываю весь курдский народ оказать сопротивление этому наступлению». Этот призыв и второе послание Оджалана о том, что сопротивляться следует до конца, отправленное на волю после его встречи с братом Мехметом Оджаланом 6 октября, мобилизовали курдов.
Границы, проведенные правителями 100 лет назад, не помешали сопротивлению
Курды, живущие за пределами Сирии, выступили в поддержку Кобани. Жители Северного Курдистана стекались к границе, прочерченной правителями 100 лет назад. Эти ограничения были сняты и не помешали сопротивлению. Сотни молодых людей из Северного Курдистана пересекли границу, чтобы поддержать свой народ. Курды устремились в осажденный город.
Сопротивление в поддержку Кобани стало всеобщим
Более миллиона человек в ста странах мира вышли на улицы и заявили о своей поддержке Кобани. Интернационалисты, революционеры, левые, социалистические силы и женщины заявили, что выступают против агрессии ИГИЛ в курдском городе. Сопротивление, начавшееся в Кобани, охватило города и страны мира в кратчайшие сроки – люди услышали призыв Оджалана.
Кобани не пал и не падет
Последней каплей стали слова Эрдогана «Кобани вот-вот падет». Протесты в поддержку города, начавшееся 6 октября по всему Северному Курдистану, усилилось после того, как президент Турции сделал это заявление. Жизнь в городах Северного Курдистана замерла до 9 октября. Государственные органы в курдских населенных пунктах были практически парализованы. В городах Турции день и ночь продолжались публичные акции, митинги и пикеты. Протесты курдского народа, давшего понять, что Кобани не пал и не падет, охватили 35 городов и 96 районов страны. Правоохранители начали атаковать протесты, и в результате погибли 46 человек, ещё 682 человека получили ранения, и 323 человека попали в тюрьму. Граница между двумя частями Курдистана была де-факто упразднена.
Кобани был освобожден за десять минут до трех часов дня
По всему миру были организованы массовые акции протеста, призывающие международные державы и государства принять меры против ИГИЛ. Люди выходили на улицы городов от Северной Америки до Азии, от Европы до Латинской Америки. Вскоре международная коалиция под руководством США оказала воздушную поддержку силам ОНС и ЖОС в борьбе с ИГИЛ. После этого началось освобождение Кобани от ИГИЛ. Город был освобожден в 14:50 19 января 2015 года, ровно через 134 дня после начала атак 15 сентября 2014 года. Боец ОНС сказал: «Кобани был освобожден без десяти три». Так он сообщил миру прекрасную новость, ставшую началом конца для ИГИЛ.
Кобани снова призывает к сопротивлению
За десять лет город стал символом для всего мира. Прогрессивные силы берут пример с Кобани. О нём написаны книги и сняты фильмы. Народы региона во главе с курдами показали, что сопротивление может привести к победе вне зависимости от условий и обстоятельств. Но теперь Турция стремится сделать руками боевиков СНА то, что не удалось сделать, используя ИГИЛ. Те, кто сопротивлялся на холме Миштенур в тот день, сегодня продолжают борьбу на мосту Керекозак. Кобани вновь призывает Суруч, Северный Курдистан, интернационалистов и народы мира к сопротивлению.
* - террористическая организация, запрещена в РФ