Кампания «Свободу Оджалану, решение курдского вопроса» призывает ЕКПП к действию
Турция ввела новый шестимесячный запрет на свидания с адвокатами Абдуллы Оджалана, продлив его 38-месячную изоляцию на тюремном острове Имралы в Мраморном море.
Турция ввела новый шестимесячный запрет на свидания с адвокатами Абдуллы Оджалана, продлив его 38-месячную изоляцию на тюремном острове Имралы в Мраморном море.
О курдском народном лидере Абдулле Оджалане, который содержится в абсолютной изоляции в закрытой тюрьме строгого режима типа F в Имралы, ничего не было известно с момента прерванного телефонного разговора с его братом Мехметом Оджаланом 25 марта 2021 года. В последний раз Оджалану было запрещено встречаться со своими адвокатами в течение 6 месяцев 31 октября 2023 года.
Выяснилось, что Абдулле Оджалану и его сокамерникам на Имралы, Омеру Хайри Конару, Вейси Акташу и Хамили Йылдырыму, был назначен новый 6-месячный запрет на свидания с адвокатами. Адвокаты узнали о запрете после того, как подали заявление в судебные органы с просьбой о встрече со своими клиентами на Имралы.
Кампания «Свободу Оджалану, политическое решение курдского вопроса» опубликовала заявление, в котором призвала Европейский комитет по предотвращению пыток и унижающего достоинство обращения (ЕКПП), орган Совета Европы, выполнить свой долг по защите прав человека и основных свобод.
В заявлении отмечается, что курдский лидер Абдулла Оджалан является гражданином государства — члена Совета Европы, и ему было отказано в реализации базовых прав человека в турецкой тюрьме в течение 25 лет, включая право видеться со своими адвокатами и общаться с семьей в последние три года.
3 мая адвокаты Оджалана получили еще один запрет на доступ к своему клиенту, который содержится в турецкой тюрьме строгого режима на острове Имралы и в течение 38 месяцев находится в условиях заключения в одиночной камере в нарушение международного гуманитарного права. Неоднократные запреты, налагаемые тюремной администрацией Турции, считаются допустимыми, и апелляции обычно отклоняются.
После короткого телефонного разговора с братом, состоявшегося 25 марта 2002 года, об Оджалане ничего не было известно. Несмотря на сохраняющиеся опасения о его здоровье, Оджалану и трём другим заключенным, Омеру Хайри Конару, Вейси Акташу и Хамили Йылдырыму, было запрещено встречаться с адвокатами еще на шесть месяцев.
Адвокаты юридического бюро «Асрин» подали запрос юристу по исполнению наказаний 2-го округа Бурсы для того, чтобы получить разрешение на встречи со своими клиентами. Они заявляют: «3 мая нам сообщили о новом шестимесячном запрете на посещение адвокатами наших клиентов». Причина этого решения не была указана.
Апелляции были отклонены, и адвокаты планируют передать дело в Конституционный суд Турции. Этот запрет является 13-м за последние восемь лет, когда Оджалану отказывают в доступе к его адвокатам. С февраля 2018 года эти запреты возобновляются каждые шесть месяцев. Аналогичные ограничения запрещают свидания с семьёй.
Кампания за свободу Оджалана началась в октябре 2023 года как глобальная попытка привлечь внимание к притеснениям, с которыми сталкиваются все регионы Курдистана, разделенные границами Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Кампания направлена на защиту прав Оджалана, лидера курдского народа, в частности, прав на встречи с адвокатами и семьей, а также на ускорение его освобождения, чтобы лидер смог внести свой вклад в поиск справедливого и демократического политического решения давнего турецко-курдского конфликта, который имеет важное значение для Турции и обеспечения безопасности в регионах.
Доверие к ЕКПП утрачивается
На Комитет Совета Европы по предупреждению пыток оказывается все большее давление с целью заставить его предпринять конкретные шаги по прекращению бесчеловечной практики изоляции в турецких тюрьмах, особенно в отношении обращения с Оджаланом, которого миллионы курдов считают своим законным политическим лидером и ключом к возобновлению мирных переговоров между Курдистаном и Турцией.
ЕКПП провел инспекцию в тюрьме Имралы, но не опубликовал отчет об условиях содержания и благополучии Оджалана или трех других заключенных на острове. Секретность, окружающая условия содержания на тюрьме Имралы, резко контрастирует с нормами информационной прозрачности в других тюрьмах. Хотя правила ЕКПП не допускают публикации отчета без разрешения соответствующего государства (в данном случае, Турции), у них есть возможность сделать заявление, если их рекомендации не были приняты.
В заявлении международной кампании «Свободу Оджалану, политическое решение курдского вопроса» отмечается, что ЕКПП часто обвиняют в потере доверия к нему из-за бездействия, которое, по-видимому, оправдывает нарушения прав человека в государствах — членах СЕ.
«Мы осуждаем несправедливые и незаконные ограничения доступа Оджалана к его адвокатам и его права на общение с семьёй. Длительная изоляция г-на Оджалана и отказ ему в основных правах человека неприемлемы и нарушают международное гуманитарное право.
Мы вновь призываем Европейский комитет по предупреждению пыток и унижающего достоинство обращения (ЕКПП), орган Совета Европы, выполнить свой долг по защите прав человека и основных свобод, направив делегацию на остров Имралы для встречи с Оджаланом и оценки состояния его здоровья.
Мы настоятельно призываем Турцию разрешить его семье и адвокатам посетить его, как это предусмотрено обязательствами Совета Европы и ЕКПП.
Произвольные запреты на посещения адвокатов и общение с членами семьи должны быть отменены, чтобы обеспечить соблюдение прав Оджалана.
Молчание ЕКПП перед лицом этих нарушений, фактически, делает его соучастником турецкой политики изоляции, пыток и жестокого обращения с Оджаланом. Лучшей альтернативой является оказание давления на Турцию, чтобы она вернулась за стол переговоров с лидером курдского народа Абдуллой Оджаланом, который был посредником в процессе диалога в 2013-2015 годах. Этот процесс был прекращен Эрдоганом в одностороннем порядке. Этот процесс приветствовался на международном уровне, и его возобновление стабилизировало бы положение Турции за счет решения курдского вопроса».