Предлагаемый законопроект – это очередная попытка сторонников жесткого режима подавить протестное движение «Женщина, жизнь, свобода», которое получило поддержку многих иранских актеров, спортсменов и социальных сетей.
Новый закон, рассматриваемый в Иране, предусматривает финансовые штрафы для «знаменитостей», нарушающих исламские правила ношения хиджаба. Эти представительницы социальных сетей, как и тысячи иранских женщин по всей стране, перестали носить исламский головной платок.
23 июля иранские СМИ сообщили, что парламент Исламской Республики планирует обсудить законопроект, предусматривающий принятие мер в отношении иранских женщин, выступающих против обязательного ношения головного платка. В настоящее время в Иране женщинам, не закрывающим голову в общественных местах, грозит до двух месяцев тюремного заключения или штраф в размере до 50 тыс. туманов (эквивалент 1 евро). Законопроект предлагает ужесточить максимальное наказание до 10 лет лишения свободы и 150 млн. туманов (3000 евро, или 30-кратный размер минимальной месячной зарплаты, составляющей в Иране около 110 евро).
Законопроект, представленный исследовательским центром парламента, содержит специальное положение для «знаменитостей», позволяющее конфисковать до 10% их состояния и запретить им работать в своей области в течение 15 лет. Использование в законопроекте слова «знаменитости» – англицизма, широко распространенного в Иране, – означает, что он может быть применен против широкого круга лиц.
Исследовательский центр написал в своем меморандуме по поводу законопроекта: «Эти новые меры будут носить упреждающий характер. Они сделают невозможным для наших врагов использование публичных арестов полицией в своих пропагандистских целях».
Протесты начались в сентябре 2022 г., когда 22-летняя Махса Амини умерла после ареста сотрудниками так называемой «полиции нравов», известной в Иране под названием «Гашт-е Эршад». Вскоре после этого подразделение прекратило патрулирование, но 16 июля полиция Ирана объявила о возобновлении патрулирования, направленного на выявление «аморальной одежды».
За десять месяцев, последовавших за убийством Махсы Амини, тысячи иранских женщин решили отказаться от ношения хиджаба и вести повседневную жизнь с непокрытыми волосами. Многие приняли участие в уличных протестах. К ним присоединились многочисленные актеры, музыканты и спортсмены, которые стали появляться без головных платков на публичных выступлениях и в своих социальных сетях. Отказались от головного убора также красавицы и модницы, имеющие большое количество подписчиков в Instagram и других социальных сетях.
Актриса Таране Алидусти, появившаяся на публике без хиджаба, поддержавшая таким способом протесты, была арестована в декабре 2022 г. Ее продержали почти три недели под стражей и обязали выплатить штраф. Иранская государственная служба по надзору за кинематографом пригрозила запретить фильмы с участием актрис, снявших хиджаб на публике.
Они могут объявить против нас «финансовый джихад», но это не сработает
Тарлан (не настоящее имя), известная иранская актриса, в беседе с обозревателями FRANCE 24 рассказала о новом законопроекте, внесенном в парламент. Как и многие другие иранские актрисы, она появилась в социальных сетях без хиджаба. Мы скрываем ее личность, чтобы защитить ее.
«Впервые я узнала об этом законопроекте, – рассказывает она, – когда многие мои подписчики в социальных сетях прислали мне ссылки на новости. Первой моей реакцией был гнев и небольшой страх. Но через несколько секунд мне стало все равно. Я не уверен, что они решатся принять этот законопроект. Пока он будет обсуждаться в парламенте, иранцы еще больше разозлятся: он направлен против артистов и личностей, которых люди любят и к которым они неравнодушны».
Тарлан не верит, что перспектива финансовых штрафов остановит ее коллег-художников.
«Есть женщины, которые потеряли свои жизни на улицах: молодые прекрасные души, такие как Ника [Шакарами], Киан [Пирфалак] и Хадис [Наджафи]. Деньги – ничто по сравнению с тем, чем они пожертвовали. И я думаю о коллегах-художниках, которые уже заплатили самую высокую цену за то, что поддержали эту революцию: ведь им запретили заниматься своим искусством в качестве актрис. Я говорю о таких суперзвездах, как Таране Алидусти.
Это не просто красивые слова, которые я произношу. Я верю в это: гнев и печаль глубоко внутри меня, и многие мои коллеги, с которыми я разговаривал, чувствуют то же самое. С другой стороны, я не наивна. Я уверена, что это напугает многих моих коллег, особенно молодых, начинающих, еще не очень известных.
Я боюсь, что режим будет использовать этот законопроект в качестве меча, занесенного над головами художников, чтобы заставить их делать то, что хочет государство. Например, оно может оказать давление на них, с тем, чтобы они снимались в финансируемых государством пропагандистских фильмах и сериалах, поддерживали идеологию режима на своих аккаунтах в социальных сетях. В прошлом режим арестовывал актеров по произвольным причинам, например, за наркотики или внебрачную связь, и заставлял их делать то, что от них требуют.
Но мы не дураки. Я и некоторые наши друзья думаем о том, как решить проблему, если этот законопроект действительно станет законом. Мы разговариваем с нашими юристами. Нам уже предлагают такие решения, как перевод наших активов за границу или кому-то, кому мы доверяем в Иране. Если у нас больше не будет активов, то им придется конфисковать 10% от всего! Они могут объявить против нас "финансовый джихад", но это не сработает. Иранцы, особенно женщины, выбрали свой путь, и нас уже ничто не остановит».
С момента гибели Махсы Амини 16 сентября 2022 года силами безопасности было убито более 500 человек.