Год тюрьмы из-за фальшивой наводки

С 2017 года в Ване идет судебный процесс, ставший очередным примером того, как работают турецкие законы, когда дело касается курдов. Двое жителей деревни оказались в тюрьме на год из-за ложной наводки. В итоге они были оправданы.

С 2017 года в Гюрпынаре, в провинции Ван, шел судебный процесс, который еще раз показал, как именно применяется закон, когда на скамье подсудимых оказываются курды.

Двое жителей деревни были оправданы после того, как их заключили в тюрьму на год на основании ложных доказательств. В итоге суд постановил, что улики были сфабрикованы.

История началась с того, что Джумхура и Сурри Алыджи вызвали в полицейский участок, и с того момента их жизнь превратилась в кошмар.

Арестованы из-за полицейской собаки

14 мая 2017 года на дороге в деревню Ташлыджа в Гюрпынаре взорвалась мина, установленная бойцами НСС, и сельские стражи, пассажиры проезжавшей мимо машины, получили серьезные ранения. После этого инцидента жандармы провели обыск в домах жителей деревни – Фейзи Абута и Юкселя Абута. Не найдя братьев Абут, сотрудники жандармерии вызвали братьев Сурри и Джумхура, также проживавших в деревне, в полицейский участок. От них требовали информации об инциденте, которой те якобы располагали. Войдя в полицейский участок, Сурри и Джумхур Алыджи были взяты под стражу. Их арестовали и отправили в тюрьму, аргументируя это тем, что «члены незаконной организации оставались в своих домах, а собаки учуяли запах бомб и взрывчатки на людях».

Позднее Сурри и Джумхур были освобождены до суда. В ходе продолжающегося судебного разбирательства в 4-м уголовном суде Вана, занимающегося тяжкими уголовными преступлениями, стало ясно, что сообщения о бомбах, к которым якобы имели отношение жители деревни, были фальшивыми. Военнослужащий, при котором была собака, якобы учуявшая запах взрывчатки, изменил свои показания и сказал, что на самом деле у собаки не было никакой реакции. Кроме того, солдаты, подписавшие показания, заявили, что не знают, почему показания выглядели именно так.

Ложные данные

Помимо ложного сообщения о бомбе, в деле был и сфабрикованный отчет о происшествии. В подготовленном военнослужащими 15.05.2017 документе было утверждение о том, что «после детонации мины/ СВУ на дороге возле хутора Гюрпынар Огулдамы Махаллеси Ташлыджа человек, не пожелавший сообщить свои личные данные, назвал имена Фейзи Абута, Юкселя Абута, Джумхура Алыджи и сообщил, что эти люди остановились в доме Сурри Алыджи, где, возможно, хранились взрывные устройства. Они оставались в своих домах, где, возможно, и подготовили взрывные устройства».

Временные рамки, когда жители деревни были взяты под стражу после предполагаемой наводки, также свидетельствуют о недостоверности информации, предоставленной солдатами.

Синан Озарас, адвокат Сурри и Джумхура Алыджи, заявил, что, когда жители деревни были арестованы за попытку убийства после взрыва в 2017 году, это дело было сфабриковано при помощи фальшивых тайных свидетелей и ложных наводок.

Озарас добавил: «Результатом этого оговора стало то, что моих клиентов продержали в тюрьме год. В итоге им был вынесен оправдательный приговор, но наша борьба в судах по поводу уголовного преследования людей с использованием сфабрикованных доказательств будет продолжаться».