775 адвокатов, зарегистрированных в 29 коллегиях адвокатов, 10 июня 2022 года обратились в Главную прокуратуру Бурсы с просьбой посетить курдского национального лидера Абдуллу Оджалана и его сокамерников Омера Хайри Конара, Хамили Йылдырыма и Вейси Акташа в тюрьме строгого режима Имралы типа F.
14 сентября 350 адвокатов из 22 стран и 19 сентября 691 адвокат из северной и восточной Сирии и различных регионов страны подали запросы в Министерство юстиции Турции о посещении Оджалана и других заключенных в тюрьме Имралы.
Ассоциация адвокатов за свободу провела сегодня пресс-конференцию в своем офисе в Бейоглу, Стамбул, вместе с несколькими другими юристами из различных европейских стран. В пресс-конференции во вторник приняли участие Фабио Марселли из Италии, заместитель генерального секретаря Европейской ассоциации юристов за демократию и права человека (ELDH), Томас Шмидт, юристы коллегии адвокатов «Асрин» и сопредседательница АЛЮ (Ассоциация либертарных юристов) Илкнур Алкан.
«АБСОЛЮТНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ НА ИМРАЛЫ»
Сопредседательница АЛЮ Илкнур Алкан сказала, что в Имралы царит абсолютная изоляция. За некоторыми исключениями, свидания заключенных с семьей или адвокатом запрещены с 2011 года. «Мы рассматриваем изоляцию в тюрьме Имралы не как обычную, а как ужесточенную. Ущемляются все права заключенных», — заявила она.
ДВЕ ТЫСЯЧИ АДВОКАТОВ ОБРАТИЛИСЬ В МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
По словам Алкана, адвокатская коллегия «Асрин» обратилась к АЛЮ с просьбой выступить с правовой инициативой, но Министерство юстиции не ответило на их запрос. «Обращение в турецкое министерство также привлекло внимание наших коллег в других странах. Почти две тысячи адвокатов обратились в Министерство юстиции. Многие из них сегодня здесь», — сказал Алкан.
Ибрагим Билмез, один из юристов коллегии адвокатов «Асрин», представляющий интересы Абдуллы Оджалана и других заключенных Имралы, подчеркнул, что они борются с «правовым произволом» на Имралы в течение 23 лет. «Представьте, что в Европе есть тюрьма, а адвокаты никак не могут попасть туда с 27 июля 2011 года. В 2009 году было разрешено только пять визитов адвоката. В настоящее время ни один юрист не может встретиться с Оджаланом и другими заключенными. Обычно заключенным в рамках европейской системы и во многих частях мира разрешается делать телефонные звонки, но последний разговор с Оджаланом состоялся в марте 2021 года. С тех пор из Имралы не было никаких вестей. Такая тюрьма не может существовать ни в Лондоне, ни в Париже. Но она существует на Имралы. К сожалению, все европейские правовые институты закрывают глаза на это серьезное нарушение закона», — сказал Бильмез.
«ПРОИЗВОЛ КАСАЕТСЯ ВСЕХ»
Билмез настаивает на том, что произвол на Имралы касается всей страны. «Этот вопрос касается не только курдов и семьи Оджалана. Изоляция постепенно распространилась по всей стране. Оджалана приговорили к ужесточенному пожизненному заключению. Казалось бы, что Турция должна принимать правила по этому вопросу, но, к сожалению, европейские институты продолжают игнорировать эту проблему».
Билмез также затронул курдский вопрос: «Курдский вопрос — это одна из наиболее структурных проблем. Правители страны всегда уделяли приоритетное внимание политике безопасности. Оджалан делал все возможное для достижения мира. Государство это очень хорошо знает. Оджалан очень искренне стремится к решению проблемы и неоднократно предпринимал усилия, которые, однако, не дали результатов. Ему не разрешали ни с кем встречаться с 2011 года. Курдский вопрос продолжает оставаться нерешенным с 2011 года, РПК все еще существует, а турецкие солдаты умирают. Абсолютная изоляция Оджалана не приведет к решению курдского вопроса. 5—6 лет назад его заявления транслировались в прямом эфире всеми средствами массовой информации Турции, а в стране царила очень позитивная атмосфера. Однако, когда мы смотрим на сегодняшнюю Турцию, то здесь никто не счастлив, страна превратилась в открытую тюрьму, экономика находится на грани краха. Поэтому эта изоляция должна быть упразднена. Мы хотим, чтобы наши зарубежные коллеги получили информацию по этому вопросу. 350 коллег из 22 разных стран обратились к турецким властям с просьбой о визите. Аналогичная кампания была также проведена на Ближнем Востоке, где ее поддержали 750 адвокатов. Разоблачить беззаконие на Имралы и заручиться солидарностью наших коллег очень важно для нас, и мы хотим расширить эту солидарность».
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
Затем генеральный секретарь ELDH Томас Шмидт зачитал открытое письмо европейских адвокатов, направленное в Министерство юстиции Турции в середине сентября:
«Уважаемый министр,
Абдулле Оджалану, Омеру Хайри Конару, Хамили Йылдырыму и Вейси Акташу, которые содержатся в тюрьме строгого режима Имралы типа F, незаконно не разрешают видеться со своими адвокатами. Абдулле Оджалану не разрешают видеться со своим адвокатом с 7 августа 2019 года, а Вейси Акташу, Хамили Йылдырыму и Омеру Хайри Конару — с 2015 года, когда их перевели на остров Имралы.
С 15 февраля 1999 года в тюрьме Имралы применяется особая и дискриминационная форма изоляции. Запрет на посещения адвоката действует непрерывно в течение 8 лет, с 27 июля 2011 года по 2 мая 2019 года. В 2019 году состоялось 5 визитов адвоката. После последнего визита адвоката 7 августа 2019 года запрет был возобновлен.
Следует отметить, что об Оджалане ничего не было слышно с тех пор, как 25 марта 2021 года состоялся последний короткий телефонный звонок. Это вызывает беспокойство. Как юрист, внимательно следящий за делами в Турции, я хорошо осведомлен о политических и социальных последствиях этой ситуации.
В своем отчете о посещении тюрьмы Имралы в 2019 году, опубликованном 5 августа 2020 года, КПП рассмотрел полный запрет на контакты Оджалана и трех других заключенных с внешним миром как разновидность заключения без связи с внешним миром. ЕКПП заявил, что такое положение дел является неприемлемым и противоречит соответствующим международным документам и стандартам в области прав человека.
Продолжающееся вмешательство в право на защиту и режим изоляции, введенный в отношении Оджалана и других заключенных, вызвали заявления международных юридических организаций, таких как ELDH, AED и «Адвокат для адвокатов», а также критическую реакцию широкой сети юристов по различным поводам.
Я хотел бы напомнить вам, что 10 июня 2022 года 775 адвокатов, зарегистрированных в 29 различных коллегиях адвокатов, обратились в Главную прокуратуру Бурсы с просьбой о посещении адвокатом г-на Абдуллы Оджалана, г-на Хамили Йылдырыма, г-на Омера Хайри Конара и г-на Вейси Акташа, положив конец незаконный запрет на свидания с адвокатом в тюрьме Имралы.
Запрет на посещение адвокатом тюрьмы Имралы явно нарушает Минимальные стандартные правила обращения с заключенными Организации Объединенных Наций (ООН) (Правила Нельсона Манделы), обновленные в 2015 году, рекомендации КПП и Закон Турции о смертной казни (Закон № 5275). Государства обязаны гарантировать, чтобы задержанные и заключенные под стражу могли реализовывать свои права независимо от их личности и характера отбытого наказания.
Это также является нарушением прав и привилегий адвокатов, изложенных в Основных принципах Организации Объединенных Наций, касающихся роли юристов, в частности Основных принципах 8 и 16.
Основной принцип 8 предельно ясен: «Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам должны быть предоставлены надлежащие возможности, время и средства для посещения, общения и консультаций с адвокатом без задержек, перехвата или цензуры и в условиях полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в пределах видимости, но не в пределах слышимости сотрудников правоохранительных органов». Аналогичным образом, Основной принцип 16 также гласит, что правительства должны обеспечивать, чтобы адвокаты могли выполнять все свои профессиональные функции без запугивания, помех, притеснений или ненадлежащего вмешательства, а также свободно путешествовать и консультироваться со своими клиентами как внутри своей страны, так и за рубежом.
В соответствии со статьей 25 Положения о посещениях, осужденных и содержащихся под стражей лиц иностранные адвокаты – даже без доверенности – имеют право видеться с осужденным лицом в Турции при условии соблюдения международных конвенций, участником которых является Турецкая Республика, и принципа взаимности.
Постоянные усилия наших коллег в Турции, направленные против изоляции и нарушения права на защиту — это, по сути, борьба за реализацию прав, защищаемых международными конвенциями, участником которых является Турция, особенно Европейской конвенцией по правам человека. Поэтому я представляю вам свое ходатайство о свидании с Абдуллой Оджаланом и другими заключенными, содержащимися в Имралы, Вейси Акташе, Хамили Йылдырыме и Омере Хайри Конаре, в рамках статьи 25 упомянутого Постановления».
Затем Шмидт ответил на вопросы журналистов и заявил, что европейские страны ничего не сделали для снятия изоляции Оджалана, хотя народы Европы осведомлены об этой проблеме, а парадигма Абдуллы Оджалана известна всем народам мира.