С 2018 года вооруженные парамилитарные группировки, воюющие на стороне Турции, совершают преступления в Африне, на территории северо-восточной Сирии, действуя в нарушение всех норм международного права. Добиваясь правосудия для жертв, правозащитники из Европейского центра по конституционным правам и правам человека (ECCHR) и участники организации Сирийцы за правду и справедливость (STJ) подали уголовное заявление в прокуратуру ФРГ.
Шесть лет назад, в январе 2018 года, Турция и группировки, воюющие под эгидой Сирийской национальной армии (СНА), начали бомбить Африн в рамках военной операции, получившей название «Оливковая ветвь». Военное наступление продолжалось более двух месяцев и привело к бегству более чем 300 000 мирных жителей, вынужденно оставивших свои дома. Большинство пострадавшего населения составляли курды. При поддержке Турции вооруженные формирования оккупировали регион, и на территории прежде свободного кантона воцарился произвол, который продолжается до сих пор.
«Население Африна, особенно его курдские жители, сталкиваются с широко распространенными систематическими преследованиями с 2018 года. Правонарушения варьируются от похищений, произвольных арестов и пыток до сексуального насилия. Захват имущества местного населения путем грабежа, оккупация и непомерные налоги не позволяют бежавшим жителям Африна вернуться в свои дома и вынуждают тех, кто остался в родных поселениях, бежать», – рассказывает Бассам Алахмад, исполнительный директор STJ.
Эти злодеяния, совершенные протурецкими исламистскими боевиками, представляют собой преступления в рамках международного права и могут быть расследованы в любой точке мира. 18 января 2024 года адвокаты из STJ, ECCHR и их партнеры подали уголовную жалобу в Генпрокуратуру ФРГ вместе с шестью жертвами, пережившими оккупацию, требуя проведения всестороннего расследования в отношении виновных.
«Спустя три года после освобождения из тюрьмы я всё ещё живу в постоянном мучительном кошмаре. Всё, что было пережито мной в Африне, было страшно. Поскольку я знаю, что населению приходится жить в подобных условиях по сей день, я посвящаю свою жизнь тому, чтобы привлечь внимание всего мира к этой несправедливости в надежде, что истина восторжествует и виновные будут привлечены к ответственности», – говорит человек, подписавший иск.
До сих пор в центре внимания Федеральной прокуратуры находились преступления режима Асада и исламистских группировок, таких как «Джебхат ан-Нусра»* и ИГИЛ*. Однако, страдания, которые переживает курдское гражданское население и другие народы, живущие на северо-западе Сирии, до сих пор не становились предметом расследований.
«Начиная с 2011 года Федеральная прокуратура занималась расследованием многочисленных преступлений в области прав человека, которые были совершены в Сирии. Процесс по делу о пытках в Высшем региональном суде Кобленца стал совершенно новым шагом. Однако, зверства, совершенные боевиками-исламистами против курдского населения на севере Сирии, до сих пор оставались «слепым пятном», и никаких расследований не проводилось. Это должно измениться, поскольку парамилитарные группировки, правящие в Африне, установили диктаторский режим насилия и произвола при поддержке Турции», – комментирует ситуацию Патрик Крокер, правозащитник, отвечающий за работу ECCHR по Сирии.
Правозащитная организация ECCHR занимается своей деятельностью с 2012 года, делая всё возможное, чтобы разобраться с серьезными преступлениями, совершенными на территории Сирии. Адвокаты из ECCHR подали ряд исков против высокопоставленных сотрудников сирийского аппарата безопасности в Германии, Австрии, Швеции и Норвегии вместе со ста жертвами пыток и при поддержке сирийских и европейских партнерских организаций.
Оккупация Африна
Африн, также известный как Чиае Курмендж, – город, расположенный в западной части Рожавы, в 63 км от Алеппо. Прежде 90 % жителей Африна составляли курды (эти данные были валидны до оккупации). До того, как в регион пришли турецкие войска, езиды, арабы и армяне жили на этой земле в единстве и солидарности. Все эти народы сосуществовали бок о бок в 6 городских районах и почти 400 деревнях. Несмотря на то, что в 2011 году в Африн началась массовая миграция из других сирийских городов, таких как Алеппо, Даръа, Хомс, Идлиб, Хама и Ракка, здесь сохранились мир и стабильность, и город оставался островком безопасности. Кроме того, он был потенциальным экономическим центром.
Державы-гегемоны, рассматривавшие демократическую модель управления, принятую в северо-восточной Сирии, как угрозу своим интересам, нашли предлог для вторжения и подтолкнули фашистскую Турецкую Республику вторгнуться в Африн 20 января 2018 года. Наступательная операция получила название «Оливковая ветвь». Эрдоган планировал захватить город за несколько дней. Однако, упорное сопротивление под руководством сил ОНС и ЖОС и при широком участии народа продолжалось в течение 58 дней.
Африн был самым западным кантоном Рожавы, северо-восточной Сирии, региона, где проживало около 200 000 этнических курдов. Помимо курдов, эти земли населяли различные религиозные группы, включая езидов, алевитов и христиан наряду с мусульманами-суннитами.
20 января 2018 года Турция нанесла авиаудары по 100 населенным пунктам в Африне.
Турецкие ВВС атаковали поселения мирных жителей и позиции ОНС/ЖОС, не делая различий, а наземное наступление осуществлялось при участии наемнических группировок и бандформирований, воевавших под эгидой поддерживаемой Турцией СНА.
К 15 марта эти группировки окружили Африн, после чего начался артиллерийский обстрел. В результате турецкого авиаудара по единственной действующей больнице города погибли 16 мирных жителей.
Гражданское население бежало, СДС отступили, и к 18 марта Турция де-факто оккупировала прежде свободный кантон. В ходе вторжения фашистского режима здесь погибли от 400 до 500 мирных жителей, по большей части ставшие жертвами турецких бомбардировок. Многие другие мирные граждане были убиты на месте.
До турецкого вторжения город был мирной гаванью, одним из самых безопасных мест в Сирии, практически не затронутым боевыми действиями во время гражданской войны, за исключением отдельных стычек между ОНС/ЖОС и джихадистскими группировками на границах. Город был домом для более чем 300 000 внутренне перемещенных лиц – беженцев, прибывших из других районов Сирии, которые оставили свои дома, спасаясь от войны.
На сегодняшний день Турция имеет более 50 военных баз на территории Африна, который вынужден существовать в условиях оккупации уже более 5 лет. Такие преступления, как похищения, грабежи, мародерство, пытки, изнасилования, культурно-исторический геноцид и демографические изменения стали повседневной обыденностью Африна. Не менее 700 мирных жителей стали жертвами пыток и были убиты, ещё около 9 000 человек были похищены. Эти цифры охватывают только те преступления, о которых сообщалось в открытых источниках. Есть и другие пострадавшие, чьё местонахождение остается неизвестным. Кроме того, многие СМИ и правозащитные организации сообщали, что в городе было разграблено и уничтожено более 100 исторических мест и вырублено около 400 000 деревьев.
* - террористическая организация, запрещена в РФ