Экоцид в Курдистане
Турецкий режим продолжает уничтожать природную среду Курдистана.
Турецкий режим продолжает уничтожать природную среду Курдистана.
Турецкие власти ведут вырубку лесов Курдистана. «Зеленые легкие» Джуди, Габара и Бесты уничтожаются, чтобы обеспечить защиту военных постов. Снимки, сделанные в Шене, свидетельствуют о серьезных масштабах вреда, нанесенного местной экосистеме.
Каждый день в северном Курдистане вырубается множество деревьев; нередко леса поджигаются. Это часть политики выжженной земли, которая призвана лишить партизан возможности отступления. Другая цель этого грабительского подхода – освободить новые территории для горнодобывающих компаний и обеспечить коллаборационистов прибылью. Ради этого режим ПСР/ПНД готов нанести окружающей среде любой ущерб.
«Турция совершает преступления против наших экосистем»
Менекше Кызылдере, сопредседательница комиссии по вопросам экологии при Демократической партии народов (ДПН), говорит, что вырубка лесов идет на глазах у сил безопасности, и вполне вероятно, что пожары разжигают именно эти люди: «Турецкое государство – преступная структура, которая несет вред нашему будущему и способствует климатическому краху. Если последние леса Месопотамии будут уничтожены, под угрозой окажется каждое дерево, которое ещё может спасти нас от климатического кризиса».
Даже после окончания периода летней жары в Курдистане «по неизвестным причинам» вспыхивают лесные пожары. В течение всего лета в районах Джуди, Габара, Бесты, Гелие Годерне и Шене были вырублены огромные массивы леса. Народных протестов здесь нет, и масштабы разрушения продолжают расти. Фотографии, сделанные в Шене, говорят о драматических масштабах разрушений. Деревья в этой зоне были вырублены «по соображениям безопасности» – для того, чтобы обеспечить строительство военного поста.
Территория Шене опустошена
Еще несколько лет назад район Шене входил в границы провинции Амед. В марте 2021 года Реджеп Тайип Эрдоган издал указ, в соответствии с которым район перешел в административное подчинение Муша. Прежде эта земля славилась своей природной красотой, а в летние месяцы семьи кочевников пригоняли сюда свои стада.
После того, как Шене вошел в состав Муша, здесь началось строительство военной базы с форпостами и пунктом жандармерии. Участие в работах принимают сельские стражи. В самом начале строительства в лесистой горной местности прорубили широкую просеку для военной дороги. После этого все деревья в округе были вырублены «в целях обеспечения безопасности». Кочевники принялись протестовать, опасаясь, что скоро на склонах не останется ни одного дерева. Их опасения проигнорировали, и вырубка леса продолжилась.
Джуди – вырубка лесов и лесные пожары
Леса на хребте Джуди в провинции Ширнак горят из года в год. Последние три года в этой местности ведутся интенсивные лесозаготовительные работы. Сельские стражи занимаются вырубкой, после чего лес вывозят на запад Турции и продают по выгодной цене. Страдают и лесные массивы, находящиеся в частной собственности. Владельцам земли предоставляют выбор: либо они вырубают деревья самостоятельно, либо поручают работы по расчистке государству. Год назад тысячи людей приняли участие в демонстрациях в Джуди, протестуя против уничтожения лесов. Коллегия адвокатов Ширнака неоднократно инициировала уголовные иски по этому поводу и призывала прекратить вырубку. На данный момент все протесты, заявления и жалобы не увенчались успехом, но фотоснимки с мест показывают масштабы разрушений. Лесные пожары усугубляют ситуацию.
Беста – сельские стражи и армия уничтожают природную среду региона
Район Бесты – связующее звено между провинциями Ширнак и Сиирт. Последние несколько месяцев там ведутся интенсивные работы по расчистке территории. Леса вырубаются при участии сельских стражей, несмотря на сопротивление жителей деревень. Деревья, находящиеся в частной собственности, тоже подлежат вырубке, после чего лес вывозится из региона. Турецкие военные и сельские стражи не скрывают, что у правительства большие планы на вырубку в Бесте и скоро здесь может не остаться ни одного дерева.
В Гелие Годерне скоро заработает новая ГЭС
Сейчас в районе Гелие Годерне близ Сильвана вводится в эксплуатацию ГЭС. Большие площади земли уже были затоплены. С начала года сельские стражи вырубили масштабные участки леса. В ущелье между Хезро и Кульпом планируется построить военную базу, которая будет контролировать проход через ущелье. На всем пути до Кульпа в этой местности были вырублены тысячи деревьев. Почва у трассы, соединяющей Кульп с ущельем, пересыхает, вся растительность здесь уничижена. Лесовосстановительные работы не ведутся.
Восемь пожаров в Лидже, семь пожаров в Джуди
Помимо планомерной вырубки лесов, угрожающие масштабы приобрело ещё одно бедствие – лесные пожары. Только за последние три месяца в районе Лидже (провинция Амед) вспыхнуло восемь лесных пожаров. Ещё семь пожаров началось в Джуди. Солдаты неоднократно мешали населению, пытавшемуся потушить огонь. На видеозаписях, размещенных в социальных сетях, можно видеть, что пожарам предшествовали обстрелы.
Вырубка в самом центре Джуди
Менекше Кызылдере говорит: «Долина, где идет вырубка леса, находится в самом сердце Джуди. Здесь множество источников воды, молодые леса и чрезвычайно плодородная почва. В этой долине ещё остались последние леса страдающей от засухи Месопотамии. Когда мы беседовали с населением в этом районе, люди жаловались на уничтожение каждого дерева».
«Регион ждет сверхэксплуатация»
Кызылдере предупреждает, что сегодняшняя вырубка леса – лишь подготовка к ещё большему разрушению: «В разговоре с жителями деревни нам сказали, что пожары здесь устроили сотрудники сил безопасности. В районе, где зафиксированы самые интенсивные пожары, искали нефть. Здесь есть скважина, с помощью которой ведут поиск полезных ископаемых. Вырубка деревьев шла в определенных районах. Нам поступила информация о том, что в Ширнаке выданы лицензии на массовую добычу полезных ископаемых. Характер вырубки свидетельствуют о том, что эти площади освобождают для работы горнодобывающих компаний. Военные посты, построенные под предлогом обеспечения безопасности, обеспечивают подготовку региона к сверхэксплуатации. Эту землю ждет полное опустошение».
Последние леса Месопотамии
Кызылдере комментирует политику вырубки зелёных зон: «Вырубка лесов – по сути попытка уничтожить всё живое в этом регионе. Сегодня древний регион Месопотамии, где человек впервые занялся сельским хозяйством, переживает засуху, и леса Северного Курдистана – последние леса Месопотамии. Эти леса – всё, что защищает Курдистан и Турцию от волн жары, сила и интенсивность которых растет с каждым годом. Учитывая вред, нанесенный природной среде, такие территории необходимо восстанавливать и расширять зелёную зону, чтобы обеспечить будущее природных экосистем».
«Турция совершает климатическое преступление»
Кызылдере отметила, что Турция фактически совершает преступление против климатической безопасности и природы Курдистана. Она призвала Организацию Объединенных Наций «включить этот вопрос в повестку дня». Эколог добавила: «Уничтожение этих лесов представляет собой преступление против всех живых существ и будущих поколений Курдистана и Турции. Местные жители сообщают, что вырубка ведется под надзором полиции, а пожары разжигают сами сотрудники правоохранительных органов. Так Турция становится «климатическим преступником». Уничтожение наших «зелёных легких» – это не только вопрос государственной важности, эти решения затрагивают весь мир».
«Пора что-то делать»
Кызылдере подчеркивает, что игнорирование сложившейся ситуации равнозначно одобрению экологических преступлений, и призывает к действиям: «Общество должно понять, к чему ведет нынешняя сверхэксплуатация. Нам необходимо создать механизмы солидарности. Природоохранные и экологические ассоциации, прочие общественные платформы, демократические организации и правовые институты должны немедленно вынести этот вопрос на повестку дня. Безопасность, о которой говорят власти, – лишь удобный предлог для извлечения выгоды. Этот факт нужно вынести на свет дня, а умы, отравленные расизмом, должны увидеть суть происходящего. Я хочу ещё раз подчеркнуть – если последние леса Месопотамии будут уничтожены, под угрозой окажется каждое дерево, которое защищает нас от климатического кризиса».