В течение трёх лет от курдского национального лидера Абдуллы Оджалана и других политзаключенных, отбывающих сроки на Имралы – Омера Хайри Конара, Хамили Йылдырыма и Вейси Акташа, – не поступало никаких новостей.
Теперь адвокатское бюро «Асрин», защищающее их интересы, обратилось в Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) с заявлением по поводу событий 30 апреля 2023 года и 31 июля 2023 года.
«Асрин» напоминает, что от Абдуллы Оджалана, Хамили Йылдырыма, Омера Хайри Конара и Вейси Акташа не поступало абсолютно никаких вестей с 25 марта 2021 года.
Отказ в праве на переписку
Сотрудники адвокатского бюро упомянули о запрете на свидания с адвокатами и родственниками, добавив: «Право на переписку также не действует. Заявители, лишенные всех своих прав, охраняемых законом, включая доступ к помощи адвоката, право на защиту и право на справедливый суд, содержатся в абсолютной изоляции, без любой связи с внешним миром. Данное обращение в ЕКПП включает подробную информацию и наши ходатайства относительно изоляции наших клиентов и ситуации, в которой их связи с внешним миром полностью прерваны, что несет в себе риск всевозможных нарушений. Мы осуждаем подобные условия содержания под стражей, систематически нарушающие запрет на применение пыток».
Проигнорированы 37 ходатайств, поданные за три месяца
Подчеркивая усугубление ситуации в островной тюрьме, «Асрин» отмечает, что за трехмесячный период с 30 апреля по 31 июля 2023 г. было подано 25 заявок на свидания с адвокатами и 12 – на встречи с родственниками узников Имралы, но все они остались без ответа.
Адвокатам также неизвестно, что происходит с письмами, отправленными на Имралы.
Дисциплинарные взыскания
Защитники курдских политзаключенных сообщили, что в течение последних трех месяцев их клиенты сталкивались с новыми «дисциплинарными взысканиями», и добавили, что, несмотря на завершение исполнения последнего трёхмесячного запрета, датированного 30 июня 2023 г., заявления на свидания, поданные от лица родственников в июле, тоже были отклонены.
Адвокаты отметили, что о новом дисциплинарном взыскании с неизвестной датой они узнали 10 июля, когда подали очередное заявление на встречу.
Сотрудники бюро «Асрин» убеждены, что власти пытаются прикрыть откровенное беззаконие очередным дисциплинарным взысканием.
Адвокаты подчеркнули, что все административные и судебные решения о запрете на встречи не имеют под собой никакой правовой основы.
Опасения становятся крайне серьезными
Бюро «Асрин» подчеркивает: «Мы уже говорили о том, что практика отказа во встречах с адвокатами, с которой мы сталкиваемся с 27 июля 2011 года, является политическим решением, не подкрепленным никакими нормами международного и внутреннего права. (...)»
На данный момент существуют «опасения по поводу угрозы жизни, состоянии здоровья и юридической безопасности Абдуллы Оджалана», которые «достигли самого серьезного уровня». Тем временем правительство ПСР (правящей Партии справедливости и развития) не выполняло рекомендаций ЕКПП, пропагандируя противоправные действия и пытаясь извлечь политические выгоды для режима Эрдогана.
Адвокаты убеждены, что комитет должен отказаться от привычного порядка действий, так как «завтра может стать слишком поздно».
Срочный запрос на посещение
Адвокатское бюро «Асрин» подчеркивает, что ЕКПП должен посетить Имралы в «срочном порядке», перечисляя основные требования защитников курдских политзаключенных тюрьмы в Мраморном море:
«-Срочное посещение тюрьмы на острове Имралы делегатами Комитета, а также немедленное обнародование отчета и выводов ЕКПП по результатам последнего посещения,
- Неотложная встреча с адвокатами и гарантия последующих встреч такого рода, а также устранение препятствий, которые ставят перед юристами незаконные судебные решения,
- Проведение и обеспечение регулярных свиданий с родственниками и законными представителями, а также прекращение незаконных дисциплинарных взысканий,
- Помимо обеспечения права на свидания следует обеспечить заявителям возможность реализации права на общение с родными и близкими по телефону,
- Устранение всех препятствий для поддержания связи с внешним миром и адвокатами заключенных Имралы посредством писем, телеграмм и факсимильных сообщений,
- Прекращение незаконной практики, когда узникам не передают газеты, журналы и книги,
- Принятие немедленных мер и санкций для устранения ситуации, граничащей с пытками, бесчеловечных и жестоких условий содержания под стражей без связи с внешним миром. Требуется немедленное применение процедур, регламентированных статьей 10/2 Конвенции».