Члены Центра демократического сообщества Курдистана организовали в субботу акцию протеста напротив здания парламента Нидерландов в Гааге, выступив против военной осады лагеря беженцев и продемонстрировав солидарность с его обитателями. Члены курдского сообщества из Амстердама также приняли участие в акции. Участники протеста призвали Ирак положить конец блокаде лагеря и обратились к правительству Нидерландов с требованием вмешаться и поддержать жителей лагеря беженцев.
Осада лагеря беженцев в Махмуре продолжается уже две недели. Власти хотят при помощи подобных действий окружить лагерь траншеями и колючей проволкой и установить камеры наблюдения. Несколько попыток представителей сил безопасности зайти в лагерь и реализовать задуманные планы были сорваны благодаря сопротивлению жителей. Люди становятся на пути у солдат, не позволяя им превратить лагерь в открытую тюрьму. Переговоры на данный момент не привели ни к какому положительному результату.
Среди протестующих в Гааге был и доктор Азад Бадики. Сопредседатель центра курдского демократического сообщества в городе западной части Нидерландов резко высказался в отношении мирового сообщества, возложив на ООН основную вину за происходящее в лагере беженцев.
"Мы не первый день требуем от этой организации, чтобы она действовала в соответствии со своими принципами и уважала права беженцев в Махмуре. ООН не выполняла свои обязанности на протяжении многих лет, и это подтолкнуло власти Ирака к реализации своих планов по милитаризации лагеря. Турция также открыто вмешивается в дела лагеря и продолжает атаковать его при помощи дронов", – заявил Бадики.
В лагере беженцев около Махмура, расположенного к юго-западу от Эрбиля (Хавлар) и находящегося в спорном районе, на который претендует как центральная иракская власть, так и курдская автономная область, проживает около двенадцати тысяч человек. Значительная часть нынешних жителей лагеря беженцев были в 1990-ые годы годы изгнаны Турцией со своей земли во время борьбы против "курдского восстания" в рамках политики так называемой выжженной земли; тогда под предлогом борьбы с РПК были разорены или сожжены около трёх тысяч деревень. После скитаний, растянувшихся на несколько лет, и пребывания в различных лагерях эти люди заложили здесь свой лагерь в 1998 году на границе с пустыней. Таким образом, население лагеря – это самое крупное объединение курдских беженцев во всём мире.
На официальном уровне данный лагерь беженцев находится под защитой Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, однако на деле эта организация лишь номинально заботится о лагере. Её представители покинули лагерь в 2014, когда он был под атаками джихадистов, и больше не возвращались. Во время сопротивления местных жителей против военной блокады организацию всё же же вынудили принять участие в переговорах с Народным советом лагеря, находящегося под самоуправлением. Однако обещания прекратить осаду, данные Багдадом и ООН, до сих пор не были выполнены.
С 2019 года лагерь находится под экономической блокадой, начатой по требованию Турции правительством автономной курдской области, в котором доминирует партия клана Барзани – ДПК. Барзани и его клика активно сотрудничают с турецкими властями, в том числе в сфере так называемой борьбы против курдских партизан. Нынешняя атака на лагерь также, весьма вероятно, была предпринята по инициативе турецкой стороны, которая пытается криминализировать лагерь, объявляя его "питательной средой" для Рабочей партии Курдистана (РПК), и требует "полной зачистки" лагеря. Народный совет Махмура предполагает, что Анкара использует доступ к водным ресурсам, чтобы шантажировать Багдад. В последние годы Ирак страдает от сильнейших засух, а Турция якобы в обмен на ликвидацию лагеря беженцев готова прекратить блокировать течение воды в реках Тигр и Евфрат.