С 25 марта 2021 года от заключенных, содержащихся в турецкой тюрьме строго режима на острове Имралы в Мраморном море, не поступало вообще никаких известий. С тех пор ни у адвокатов, ни у родственников узников не было никаких контактов с Абдуллой Оджаланом и его товарищами по заключению Омером Хайри Конаром, Хамили Йылдырымом и Вейси Акташем. Потому адвокатское бюро «Асрин», представляющее интересы Оджалана и его сотоварищей по заключению, вновь обратилось в Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) и потребовало расследования нынешних обстоятельств полной изоляции и систематического нарушения запрета на пытки в ситуации курдских политзаключенных.
В 2021 году было подано 273 запроса ходатайства о визитах
Адвокаты сообщили информационному агентству «Месопотамия» (МА), что в течение года они подавали заявки на посещение своих клиентов, чтобы узнать об их положении и текущей ситуации и отстоять их права, гарантированные законом. Ни одна из просьб не была удовлетворена. В 2021 году группа адвокатов подала 71 запрос на посещение от лица родственников узников и 202 запроса на встречи со своими клиентами. Защитники политзаключенных рассказывают: «Однако, ни один из запросов на посещение не был удовлетворен. Различные обращения в такие учреждения, как исполнительный суд Бурсы, Министерство юстиции, Парламентская комиссия по правам человека и Конституционный суд также не увенчались успехом».
С Имралы не приходит никаких вестей
Бюро «Асрин» в ЕКПП описывает ситуацию своих клиентов на Имралы как содержание под стражей «инкоммуникадо» (без связи с внешним миром) - испанский юридический термин, который появился на свет в результате пыток и изоляции «подозреваемых в терроризме» властями этой страны, из-за чего Испания проиграла несколько процессов в Европейском суде по правам человека. Адвокатское бюро указывает в своем заявлении в ЕКПП, что письма, которые отправляются их клиентам на Имралы, также остались без ответа. Что касается изоляции заключенных этой тюрьмы, в заявлении сказано: «Лишение всех средств связи с внешним миром и сохранение этой практики на неопределенный срок является нарушением запрета на бесчеловечное и жестокое обращение».
Лишь пять посещений адвоката за одиннадцать лет
Адвокаты утверждают, что за последние одиннадцать лет удалось организовать лишь пять посещений Имралы адвокатами. Эти пять контактов состоялись в течение четырех месяцев в 2019 году. С 7 августа 2019 года эта возможность была полностью закрыта для защитников политзаключенных, а с 3 марта 2020 года окончательно прекратились визиты родственников. Для оправдания изоляции регулярно используются дисциплинарные взыскания. Решения о них выносятся в ходе тайных разбирательств без участия адвокатов. Это также является нарушением и посягательством на основные права заключенных.
Призыв к немедленному визиту представителей ЕКПП на Имралы
Чтобы обеспечить соблюдение прав заключенных Имралы, юридическая группа призывает к немедленному посещению островной тюрьмы представителями ЕКПП. По словам адвокатов, это необходимость, вытекающая из «нарушения запрета на пытки».
Требования бюро «Асрин» следующие:
* Комитет должен посетить остров Имралы как можно скорее.
* Следует обеспечить немедленное посещение заключенных адвокатами, родственниками и законными представителями. Возможность таких встреч должна быть гарантирована на постоянной основе.
* В то же время, параллельно с возможностью посещений должно быть гарантировано право на регулярные телефонные звонки. Должна быть обеспечена возможность использования таких средств связи, как пересылка писем и факсимиле.
* Заключенные должны иметь доступ к газетам, журналам и книгам.
* Пытки и жестокое обращение должны быть прекращены, на этот счет должны быть введены обязательные меры».