Мурат Аба – представитель Фонда прав человека Турции (ФПЧТ) в Амеде. В интервью ANF он отметил, что, несмотря на тот факт, что прошло уже четыре месяца с тех пор, как Комитет министров Совета Европы установил годичный срок для устранения правонарушений в ситуации заключенных, осужденных на пожизненный срок с отягчающими обстоятельствами, турецкое правительство не предприняло никаких позитивных шагов. Правительство ПСР (Партии справедливости и развития) использует право на надежду в качестве инструмента политического давления, убежден правозащитник.
18 марта 2014 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что приговор Абдуллы Оджалана к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами без возможности условно-досрочного освобождения нарушает статью 3 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Несмотря на это решение и прошедшие десять лет, в стране не было предпринято никаких шагов для пересмотра приговора для реализации прав курдского лидера. В сентябре прошедшего года Комитет министров Совета Европы установил годичный срок для внедрения необходимых правовых норм в Турции.
Мурат Аба прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Это право относится к возможности освобождения человека после отбытия определенного срока в заключении».
Турция отказывается реализовывать право на надежду
Аба добавил, что Турция не предприняла никаких позитивных шагов для реализации этого права. Он продолжил: «К сожалению, право на надежду никак не реализуется в Турции. По прошествии десяти лет Комитет министров Совета Европы предоставил турецкому правительству срок в один год, и данное решение было вынесено в сентябре 2024 года. Однако, с момента принятия этого решения прошло уже почти четыре месяца, а никакого прогресса по данному вопросу так и не последовало. Как специалисты в юридической сфере мы считаем, что «право на надежду» – это фундаментальный правовой принцип, который должен обсуждаться в рамках юридического поля. Это право должно применяться в ситуации каждого человека, без исключений и каких-либо условий».
Он добавил: «К сожалению, этот вопрос обсуждается так интенсивно, потому что одним из пострадавших стал Абдулла Оджалан, а также Хаяти Кайтан, Эмин Гурбан и Дживан Болтан. И, несмотря на сложившуюся в Турции ситуацию, Совет Европы так и не ввел никаких правил. Вместо этого он продолжает предоставлять правительству Турецкой Республики дополнительные сроки или просто выражает озабоченность, называя ситуацию неприемлемой. Наше основное требование заключается в том, что если Турция стремится вступить в Европейский союз, в стране должно действовать законодательство, соответствующее стандартам ЕС. С юридической точки зрения правовые стандарты также должны соответствовать международным нормам, принятым в области прав человека, и ЕКПЧ. Однако, турецкий режим отказывается реализовывать это право и рассматривает его, как разменную монету и инструмент шантажа. Как юристы, мы утверждаем, что так быть не должно и что право на надежду необходимо поддержать».
Невыполнение этого права стало серьезной проблемой
Подчеркнув, что правительство ПСР пытается использовать право на надежду в качестве инструмента политического давления, наш собеседник сказал: «У них нет никаких юридических оснований для отказа признать это право. Правительство периодически использует его в качестве разменной монеты. К сожалению, Европейский союз не ввел никаких санкций против Турции из-за этой проблемы, и именно поэтому власти чувствуют себя уверенно, игнорируя все вынесенные постановления. Лидеры общественного мнения, организации гражданского общества и юристы должны выносить право на надежду на повестку дня. Это универсальная правовая норма. Очень важно донести до общества, что это не только юридический, но и социальный вопрос. Мы должны предпринять коллективные усилия, чтобы добиться позитивных перемен».