АПЧ подала жалобу из-за полицейского насилия в случае Семры Гюзель
АПЧ обвиняет власти в пытках женщины, жестоком обращении, злоупотреблении служебным положением и оскорблениях депутата.
АПЧ обвиняет власти в пытках женщины, жестоком обращении, злоупотреблении служебным положением и оскорблениях депутата.
Семра Гюзель, депутат от оппозиционной Демократической партии народов (ДПН), была арестована в Стамбуле в пятницу после того, как её лишили парламентского иммунитета. В отношении Гюзель сфабриковали обвинения в «государственной измене» и «членстве в террористической организации». Перевозя женщину в тюрьму, её избили, унизили и подвергли жестокому обращению. Правозащитная ассоциация АПЧ объявила, что подаёт иск, отстаивая права депутата.
В уголовной жалобе, поданной Ассоциация по правам человека (АПЧ) в генеральную прокуратуру Амеда (Диярбакыра), фигурирует требование установить, какие именно лица виновны в пытках, жестоком обращении, оскорблениях и унизительных действиях во время ареста и отправки Семры Гюзель в суд. АПЧ видит в этих деяниях злоупотребление служебным положением. Требуют правозащитники установить и личности тех, кто распространил кадры с Гюзель и унижавшими её полицейскими, а также инициировать расследование в их отношении за «разжигание общественной ненависти и вражды».
Пытки и жестокое обращение
АПЧ комментирует ситуацию депутата в тексте жалобы так: «Семра Гюзель подвергалась пыткам, жестокому обращению, оскорблениям и унижениям во время содержания под стражей. Была нарушена конфиденциальность расследования, а кадры ее ареста и отправки в суд были представлены вниманию общественности так, что послужили разжиганию ненависти и вражды. На этих кадрах видно, что сотрудники правоохранительных органов оказывали давление на Семру Гюзель, злоупотребляли своим служебным положением, применяли физическое насилие и оскорбляли ее. Распространение этих кадров, свидетельствующих о ряде уголовных преступлений, тоже представляет собой преступное деяние, направленное на разжигание ненависти и вражды. Статья 17 Конституции гарантирует, что каждый имеет право на защиту своего физического и психологического существования и благополучия. Первый пункт указанной статьи направлен на защиту человеческого достоинства. Согласно пункту 3, никто не должен подвергаться пыткам или преследованиям, никого нельзя подвергать наказанию или обращению, несовместимому с человеческим достоинством».
Тревожно, когда такие преступления снимают на видео
Правозащитники также отметили, что Гюзель по-прежнему остается членом парламента: «Пытки представляют собой преступление против человечности и запрещены при любых обстоятельствах в рамках норм национального и международного права. В данном случае на видео сняли, как на женщину оказывают давление. Она по-прежнему остается членом парламента, она вела кампанию за права женщин долгие годы. Тот факт, что эти кадры распространяются так свободно, вызывает у нас, правозащитников, еще большую тревогу. Публикация такого контента служит нормализации пыток и жестокого обращения и обеспечивает безнаказанность должностных лиц, совершивших преступное деяние. Давно известно, что движущим фактором нормализации нарушений прав человека является безнаказанность. Виновные получают уверенность, что они не будут привлечены к ответственности и не понесут наказания».
Дело против Семры Гюзель
Семра Гюзель была арестована в пятницу в Стамбуле. Через день её отправили в тюрьму по решению суда в Анкаре. Основанием для этой меры стало уголовное преследование по подозрению в «членстве в террористической организации» и «государственной измене». Базой для обвинения послужили фотоснимки, на которых Гюзель была запечатлена со своим бывшим женихом, партизаном, погибшим в результате авиаудара турецких ВВС в 2017 году. Чтобы обеспечить возможности для подобного преследования Гюзель, в марте её лишили парламентского иммунитета. Находясь под стражей, она подвергалась жестокому обращению со стороны сотрудников полиции, и прямым свидетельством этих преступлений служат видео, распространенные Министерством внутренних дел Турции. Саму Гюзель перевели в женскую тюрьму в Силиври.