Адвокаты бюро заявили, что такая ситуация вызывает серьезные опасения относительно продолжения пыток, незаконных и аморальных условий изоляции, которые могут существовать в этой тюрьме.
Адвокатское бюро Асрин выступило с заявлением по поводу визита ЕКПП в Турцию 13-22 февраля:
«Из вчерашнего заявления Европейского комитета по предотвращению пыток (ЕКПП) следует, что они находились в Турции с 13 по 22 февраля 2024 года и посетили несколько тюрем. Тюрьма на острове Имралы не была включена в список посещенных тюрем. С другой стороны, было подчеркнуто, что «некоторые вопросы были также подняты с соответствующими властями, в частности, касающиеся отношений заключенных закрытой тюрьмы строгого режима типа F в Имралы с внешним миром».
Как стало понятно из заявления делегация ЕКПП не посещала островную тюрьму Имралы в течение этого всего периода пребывания в Турции и не встречалась с Абдуллой Оджаланом, Вейси Акташем, Хамили Йылдырымом и Омером Хайри Конаром, от которых мы не получали никаких известий в течение 35 месяцев пребывания в системе изоляции Имралы. Однако, как и раньше, они ограничили «отношения с внешним миром» наших клиентов встречами с представителями властей.
Такой подход ЕКПП не совместим ни с запретом пыток, ни с их обязанностью предотвращать условия применения пыток. В то время как незаконные дисциплинарные взыскания и незаконные запреты на привлечение адвокатов судами по исполнению наказаний систематически налагаются одно за другим, в то время как условия исполнения наказаний и «судебные процессы» закрыты для рассмотрения и контроля со стороны адвоката, в то время как право на защиту было полностью отменено в Имралы, в то время как все связи с внешним миром, особенно свидания с адвокатом и семьей, были прерваны почти на три года, в то время как его адвокаты не имеют информации об условиях его содержания и состоянии здоровья, поднимать этот вопрос только на встречах с властями - неприемлемый подход.
ЕКПП также известно, что Турция уже полтора года не выполняет предписание Комитета ООН по правам человека, в котором говорится, что «ему должны быть немедленно разрешены встречи с адвокатами». Несмотря на это, тот факт, что его отношения с внешним миром ограничены, означает, что условия содержания оставлены на произвол государства и ответственных лиц.
Однако длительное тюремное заключение и режим пожизненного заключения с отягчающими обстоятельствами в Имралы, который длится уже 25 лет, и нынешние условия абсолютной изоляции от общества являются бесчеловечными как форма пыток. Однако подходы национальных и международных властей и институтов противоречат запрету пыток и подрывают абсолютный характер запрета на пытки.
Наша информация и запросы, касающиеся г-на Оджалана и Имралы в период с ноября по декабрь-январь, были направлены в ЕКПП 15 февраля 2024 года. Тот факт, что делегация была осведомлена о текущих событиях, находясь в Турции, что их последний визит, отчет о котором еще не опубликован, состоялся 22 сентября 2022 года, и что условия в Имралы с тех пор ухудшились, включая землетрясения, потребовали непосредственного наблюдения и обследования в Имралы. Однако они вернулись из Турции без нового визита. Такой подход ЕКПП противоречит их обязательствам по предотвращению пыток и созданию условий, не допускающих их применение.
На данном этапе мы ожидаем, что ЕКПП обнародует свои выводы и замечания по Имралы, поскольку ни одна из его рекомендаций не была принята во внимание в течение многих лет, а государство не предприняло никаких улучшений. Они должны играть активную роль, а не смотреть с точки зрения государства, чтобы положить конец состоянию отсутствия новостей, что противоречит запрету на пытки, и обеспечить свидания с адвокатом и родственниками.
Об этом с уважением сообщаем общественности».