11 сентября 2020 года турецкие солдаты задержали двух жителей в районе Чатак города Ван, а именно Сервета Тургута (55 лет), отца 7 детей, и Османа Шибана (50), отца 8 детей. Семьи не могли получить от них новостей в течение двух дней. 13 сентября 2020 года семьям сообщили, что оба задержанных находятся в бессознательном состоянии в реанимации региональной больницы Ван. Депутаты ДПН в Ване встретились с семьями в больнице и узнали, что Тургута и Шибана увезли на вертолете и избили два дня назад. Судя по свидетельствам в СМИ и показаниям депутатов ДПН, Тургут и Шибан были подвергнуты пыткам и сброшены с вертолета.
14 сентября Дженгиз Шибан, брат Османа Шибана, сообщил прессе, что его брата взяли под стражу на его глазах: «Они приехали в село и забрали Сервета. Затем они забрали и Османа и увезли их на вертолете. Поскольку там была военная операция, мы не могли никуда пойти и получить информацию. Так как мы долгое время ничего не могли узнать о них, я приехал в центр города и позвонил военным. Мне сказали, что мой брат находится в реанимации. Я сказал: «Когда вы забрали моего брата, он был здоров. Как он оказался в реанимации?» Но мне не ответили. Когда они задержали моего брата, он был в порядке. Мы не знаем, пытали ли их в вертолете».
В другом заявлении для прессы Дженгиз Шибан подробно рассказал об этом событии: «После разведки солдат увезли. В тот день мы не ездили в высокогорье. На свое поле вышел только Сервет Тургут. Потом вертолет приземлился посреди села, и солдаты позвали нас. Они заставили нас встать на колени на деревенской площади. Они сказали: «Сюда пришли террористы». Мы сказали: «Мы не знаем и никого не видели». Один из чиновников сказал: «Почему вы не знаете? Мы испытываем большие трудности». Они попросили наши удостоверения личности. Они взяли наши документы и сказали: «Вы будете стоять здесь на коленях, пока мы не выйдем из деревни; вы встанете после того, как мы уйдем». На деревенскую площадь привезли Сервета Тургута. Они спросили, кто такой Осман Шибан. Осман указал на себя. Они взяли Османа вместе с Серветом. После запроса удостоверений личности они забрали их обоих. Мы пошли за ними. Один из чиновников направил на нас пистолет и сказал: «Не подходите, иначе мы вас застрелим». Они отвезли их на холм в деревне, а затем посадили в вертолет. Их обувь и шляпы остались там. Мы не могли получить известие от них в течение 3 дней. В селе нет телефонной сети».
Адвокаты также заявили: «Мы знаем, что утверждение о том, что их выбросили из вертолета, является заявлением человека [военного офицера], который доставил Шибана и Тургута в больницу. Человек, доставивший их в больницу, заявил: «Этих людей выбросили из вертолета». Это включено в больничный отчет». Аналогичные показания дал старший брат Сервета Тургута Наиф Тургут: «В этом районе шла военная операция. Солдаты пришли, когда мой брат Сервет набивал мешки травой, которую он срезал в 700 метрах от села. Осман был дома. Солдаты забрали их обоих на вертолете и улетели. Через два дня мы узнали, что они в больнице». Наиф Тургут также сказал, что дважды встречался с Османом Шибаном, пока тот находился в больнице, и что Осман сказал ему, что их сбросили с вертолета. Тургут продолжил: «Состояние его было тяжелое, кровоизлияние в мозг. Когда он пришел в сознание в больнице, я дважды навещал его в его палате. Он был напуган и плакал. Он в слезах сказал, что у него были связаны глаза и руки, и его сбросили с вертолета с высоты 15-20 метров».
В медицинском заключении Сервета Тургута от 17 сентября заявление «Анонимный пациент был доставлен из-за падения с высоты» подкрепляет утверждения свидетелей о том, что его выбросили из вертолета. 20 сентября было получено медицинское заключение Османа Шибана, в котором отмечалось, что Шибан был доставлен в службу экстренной помощи с жалобой на «падение с высоты». В сообщении содержится информация о том, что Шибана доставили в службу спасения после падения с вертолета. Несмотря на это, губернатор Вана 21 сентября выступил с заявлением, чтобы скрыть инцидент, заявив, что Тургут упал со скалы и что Шибан «содержался в надлежащем порядке».
20 сентября 2020 года Осман Шибан, лечение которого было объявлено завершенным, был выписан. Тем не менее 21 сентября в 5.30 он снова был доставлен в военный госпиталь по приказу генерального прокурора Вана. Адвокаты Османа Шибана заявили: «Прокурор сказал нам, что его состояние здоровья будет проверено, чтобы выяснить, сможет ли он дать показания. Но офицер жандармерии сказал: «Эта проблема появилась в социальных сетях, поэтому мы боимся. Мы привезли его сюда, чтобы держать его на виду». Шибан был доставлен в военный госпиталь в тот самый день, когда пресс-секретарь ДПН, несколько депутатов, исполнительный совет и члены партийного собрания посетили Ван для расследования этого вопроса. Сотни полицейских окружили членов делегации ДПН, которые хотели сделать заявление для прессы после посещения больницы и их семей. Прессе помешали следить за заявлением и опубликовать его.
Комиссия по расследованию прав человека при парламенте Турции, к которой ДПН обратилась с просьбой расследовать этот вопрос, до сих пор не начала никакого расследования. По состоянию на 25 сентября не проводилось расследование, не были отстранены от должности или уволены с должности военные или государственные служащие, задерживавшие двух курдских сельских жителей. По состоянию на 30 сентября Осман Шибан, лечение которого продолжается в Мерсине, все еще страдает потерей памяти в результате жестоких пыток и травм. К сожалению, Сервет Тургут скончался сегодня, после двадцати дней борьбы за его жизнь в реанимации.
Подобные случаи в Ване за последние три месяца:
- 14 июня 2020 года: в результате огня, открытого солдатами в районе Кашкол (Кашкол) района Башкале, погиб Эмра Гёрюр (20 лет), а Сайм Йылмаз получил серьезные ранения.
- 16 июля 2020 года: 15-летний Азат Бага был серьезно ранен в результате стрельбы, открытой турецкими солдатами во время выпаса овец в районе Юкары Чилли (Çiliya Jor) района Чалдыран в Ване. Несмотря на медицинское вмешательство, он умер.
- 29 июля 2020 года: три пастуха – Захир Текер, Харун Аккая и Локман Коч – в районе Суалты (Деришк) района Башкале были подвергнуты пыткам и серьезно ранены турецкими солдатами, проводившими военную операцию против «приграничных контрабандистов» – местных жителей.
- 4 августа 2020 года: Ибрагим Байкара (46 лет), отец шестерых детей, занимавшийся приграничной торговлей, был убит в результате огня, открытого турецкими солдатами, в районе Юкары Чилли (Шиллы) района Чалдыран.
- 17 сентября 2020 года: Орхан Ханай, проживающий в районе Даянч (Даван) района Чалдыран города Ван, был серьезно ранен в результате стрельбы, открытой турецкими солдатами, когда он пас своих овец. Ханай все еще продолжает лечение.
В заявлении сопредседателей ДПН говорится: «Пытки сельских жителей и другие нападения и убийства на границе не являются исключительными ситуациями: они не совершаются «некоторыми неуправляемыми элементами в государственной бюрократии и армии». Фактически эти случаи пыток и убийств раскрывают расистский, милитаристский и полностью незаконный характер «нового турецкого государства» в курдских провинциях. Они показывают нам тот факт, что «турецкие силы безопасности» могут убивать курдов где угодно и когда угодно и с полной безнаказанностью. Эти «силы безопасности» всегда были защищены правительством и государственной бюрократией, которые предотвращают судебные или административные действия против виновных в таких ужасных преступлениях.
Мы снова с грустью видим, что жизни курдов не считаются человеческими жизнями в Турции! Международное сообщество должно действовать и быть голосом Сервета Тургута, которого больше нет, и Османа Шибана, который все еще страдает от последствий пыток».