Запрос адвокатского бюро «Ашрин» на снятие запрета контактов с клиентами бюро – Абдуллой Оджаланом, Омаром Хайри Конаром, Хамили Йылдырымом и Вайси Акташем, – был отклонен Конституционным судом, не увидевшим серьезной опасности для жизни истцов. Представители бюро «Ашрин» сразу же обратились в ЕСПЧ.
«Ашрин» представляет курдского национального лидера Абдуллу Оджалана со времени его депортации в Турцию в 1999. В аккаунте «Ашрина» в социальной сети Твиттер опубликовано заявление о запрете на коммуникацию с клиентами на Имралы с начала пандемии коронавируса, что добавляет причин для обеспокоенности ситуацией. Все просьбы гарантировать меры необходимой защиты и средства сообщения были отклонены. В результате 19 июня представители защиты обратились в Конституционный суд. Отказ пришёл 22 июля. Поскольку возможности подачи апелляций в Турции были на этом исчерпаны, было принято решение обратиться в ЕСПЧ.
Адвокатское бюро «Ашрин» ссылается на решение ЕСПЧ от 2014, в котором осуждается нарушение Турцией запрета на пытки, обеспеченного Европейской конвенцией прав человека, в отношении условий на Имралы.
«Это решение задокументировало, что система изоляции, которую практикуют на Имралы уже 21 год, является пыточной», – заявили представители адвокатского бюро. Из-за плохих условий содержания, длительного периода нахождения в заключении, возраста и хронических заболеваний состояние здоровья их клиентов должно находиться под постоянным контролем, а также необходима возможность общения, – этого и требует «Ашрин».
Раньше ситуация изоляции уже усугублялась, и объяснялось это то погодными условиями, то действием чрезвычайного положения, напомнили адвокаты:
«За прошедшие два года ситуация усугубилась и дисциплинарными взысканиями, которые регулярно автоматически продлеваются. Применение этих мер необъяснимо с точки зрения закона. И ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), и Комитет Совета Европы по предупреждению пыток опубликовали рекомендации для тюрем во время пандемии коронавируса. Министерство юстиции Турции также приняло ряд законодательных актов по поводу тюремной системы. Тем не менее, эти принципа и решения никак не коснулись тюрьмы на Имралы. 27 апреля 2020 общественное давление привело к тому, что состоялся единственный двадцатиминутный разговор с родственниками. Во время этой беседы г-н Оджалан сказал: «Сейчас у нас всё хорошо, но я не знаю, что произойдет позже». Так он указал на возможные риски. С того момента не было дано никакой возможности связаться», - сообщила команда защиты заключенных.
Бюро «Ашрин» описывает систему изоляции на Имралы как образец политической и правовой системы Турции. Адвокаты смогли посетить Абдуллу Оджалана на Имралы в последний раз 7 августа 2019. Трое других заключенных не имели возможности поговорить со своими защитниками с момента перевода на Имралы, состоявшегося пять лет назад.
«Этот факт касается не только Имралы, это касается и борьбы за права человека, демократическую правовую систему и демократическую политику в Турции. Пока не прекратятся беззаконие и произвол на Имралы, не прекратятся они и в других местах», - говорят адвокаты.