В Восточном Курдистане выразили солидарность с Белуджистаном
В Иране продолжается революционное народное восстание; люди выходят на улицы своих городов несмотря на то, что сотни демонстрантов были убиты сотрудниками силовых структур.
В Иране продолжается революционное народное восстание; люди выходят на улицы своих городов несмотря на то, что сотни демонстрантов были убиты сотрудниками силовых структур.
В среду по всей стране прошли акции поддержки и солидарности с жертвами «черной пятницы» Захедана. В этот день в городах Восточного Курдистана были закрыты магазины.
В среду в Восточном Курдистане прошла забастовка и демонстрация солидарности с Белуджистаном. Поводом послужил 40-й день после «кровавой пятницы» – трагедии, случившейся в Захедане, на территории провинции Систан и Белуджистан. 30 сентября массы людей вышли на улицы этого города после пятничной молитвы, выражая негодование тяжким преступлением – изнасилованием 15-летней девушки сотрудником полиции. Силы безопасности атаковали процессию, пытаясь подавить протест. По данным правозащитных организаций, в ходе столкновений были убиты 92 человека. Основная причина гибели – огнестрельные ранения. Беспорядки в Захедане вспыхнули через две недели после убийства курдянки Жины Махсы Амини сотрудниками иранской «полиции нравственности» в Тегеране. Насильственная смерть Жины, задержанной за «неправильное» ношение головного платка, привела в ярость всё население страны.
Участие в нынешнем протесте в Восточном Курдистане приняли владельцы магазинов. Двери большинства торговых заведений в Сине (Санандадж), Мериване, Бане, Секкезе, Махабаде и Бокане оставались закрытыми. Уличные протесты начались с полудня и длились до вечера.
Люди вышли на улицы в знак солидарности с трагедией Захедана во многих других городах страны – Тегеране, Мешхеде, Исфахане и прочих. Они зажигали свечи в память о погибших, жгли костры на улицах и скандировали «Смерть диктатору!» и Jin, Jiyan, Azadî (Женщины, жизнь, свобода).
Тем временем, все больше деятелей культуры и искусства, музыкантов, политических активистов, интеллектуалов, спортсменов и ученых проявляют солидарность с народными протестами. Иранская актриса Таране Алидусти выразила солидарность со своим народом в Instagram. В посте, опубликованном в среду, 38-летняя Таране выложила свою фотографию без головного платка, держа плакат со словами, которые знает уже весь мир – Jin, Jiyan, Azadî. Алидусти – одна из самых известных актрис Ирана.
«Жина была сильной и свободолюбивой»
Двоюродный брат Жины Амини рассказал RojNews о попытках властей скрыть её убийство. Ирфан Муртазаи, проживающий в Курдистане (Ираке), сказал, что нынешнее восстание – закономерный взрыв гнева после 43-летнего периода, пока народ Исламской Республики Иран терпел притеснения, и добавил: «Мы, родственники Жины, гордимся тем, что она стала символом этого восстания».
Ирфан добавил, что с момента убийства семья девушки оказалась под жесточайшим давлением. За домом Амини в Секкезе, родном городе Жины, ведется круглосуточное наблюдение: «Иранский режим пытается сделать вид, что Жина была политической фигурой, чтобы связать ее с политическими партиями Восточного Курдистана. Но она не имела никаких контактов ни с одной партией. Однако, она была сильной и свободолюбивой женщиной, открытым и решительным человеком».
Сотни людей убиты с начала протестов
С начала протестов в Иране были убиты сотни граждан. Данные правозащитных организаций и оппозиционных активистов разнятся: называют цифры от 200 до 550 смертей. Высказываются мнения, что на данный момент были арестованы или задержаны десятки тысяч людей. Некоторые источники говорят даже о 30 000 арестованных иранцев. Поскольку возможности для коммуникации в Иране по-прежнему ограничены, интернет работает с серьезными перебоями, а вещание независимых СМИ запрещено, установить реальные цифры представляется малореальной задачей.
Арестованы 15 журналисток
Среди арестованных десятки корреспондентов и сотрудников СМИ. По данным международной неправительственной организации «Репортеры без границ», в последние недели резко возросло количество арестов иранских журналистов. Как сообщает НПО, с 16 сентября в Иране были арестованы 42 сотрудника масс-медиа. Восемь из них были освобождены, но остальные, включая 15 женщин, до сих пор остаются под стражей.