Сур в тени истории: уничтожение культурного наследия и идентичности
Разрушения в Суре, историческом районе Амеда, – не только физическое уничтожение зданий и древних ценностей, но и систематическая атака на культурную самобытность региона.
Разрушения в Суре, историческом районе Амеда, – не только физическое уничтожение зданий и древних ценностей, но и систематическая атака на культурную самобытность региона.
Древний район Сур – один из важнейших источников культурного наследия региона с его историческим богатством, насчитывающим тысячи лет. Здесь находится множество исторических сооружений, имеющих отношение к исламу, христианству и другим конфессиям, и эти ценности важны не только для региона, но и для всего мира благодаря огромному культурному наследию. 4 июля 2015 года ЮНЕСКО включила Сур в список Всемирного культурного наследия, подтвердив культурно-историческое значение региона на международном уровне. Однако, события, произошедшие в Суре в последние годы, показывают, что это уникальное наследие оказалось под угрозой.
Снос исторических сооружений и разрушение социальных связей
Сур с его традиционными домами, узкими вымощенными камнем улочками и сохранившейся до наших дней народной культурой – пестрая, но гармоничная мозаика. Здесь мирно уживаются различные верования и культуры. Большая мечеть почитается как пятый Харам-и-Шариф (Храмовая гора) исламского мира, а церковь Девы Марии – один из важных символов веры ассирийских христиан. Однако, столкновения, произошедшие в Суре в 2015 и 2016 годах, когда жители требовали автономного управления, военные удары, к которым прибег режим и последовавшее за этими событиями введение чрезвычайного положения дали толчок разрушительным процессам. Наследие Сура понесло серьезный ущерб.
После введения чрезвычайного положения исторические постройки сильно пострадали, а людей, проживающих в Суричи, вынудили переехать. Согласно отчету, подготовленному ранее отделением Союза палат турецких инженеров и архитекторов (TMMOB) в Амеде, процесс сноса в Суре ускорился сразу после отмены режима действия чрезвычайного положения.
После того, как 9 марта 2016 года Министерство внутренних дел Турции объявило о прекращении военных операций в Суре, спутниковые снимки показали, что 10 мая 2016 года процесс сноса в Суричи ускорился. 16 августа появились новые снимки, свидетельствующие о дальнейшем сносе зданий.
11 июля 2017 года по спутниковым снимкам были определены районы, где успели возвести новые сооружения. В отчете TMMOB указано, что количество зарегистрированных строений, которые были снесены, составило 47, в то время как под снос могли пойти 247 зданий из числа зарегистрированных. За это время были полностью или частично снесены такие сооружения, как Армянская католическая церковь, дом Мехмета Узуна, начальная школа «Джумхуриет» и мавзолей Зинджиркирана. Эти утраты – не только физическая потеря исторических зданий и мест, но и свидетельство уничтожения культурной и исторической памяти региона.
Масштабы разрушений
Перед сносом строений полномочия Совета по охране культуры были переданы Управлению по охране окружающей среды и урбанизации. Это привело к беспорядочному сносу зданий без согласования с ЮНЕСКО. Кроме того, было установлено, что исторические камни из пострадавшего района организованно продавались, а булыжники из фундамента и стен некоторых зарегистрированных строений использовались в других зданиях.
Эти продажи привели к тому, что исторические элементы зданий принесли серьезную прибыль тем, кто нажился на разрушениях. В результате попустительства государственных чиновников многие ценные артефакты были уничтожены. Камни из стен Сура впоследствии появлялись в разных местах города. Хотя благодаря активной позиции городских властей в Амеде удалось остановить некоторые разрушения, уничтожение памяти продолжалось. Эта ситуация, которую разоблачило отделение TMMOB в Амеде, предъявив доказательства, была проигнорирована государственными учреждениями.
Новые здания с «тюремной» архитектурой
После сноса домов в Суре была принята политика зонирования, которая полностью игнорировала культурную самобытность региона. Поражает тот факт, что архитектура новых зданий, построенных после разрушения исторической части города, выполнена в стиле, напоминающем печально известную тюрьму типа E в Амеде (Диярбакыре). Этот «тюремный» стиль полностью противоречит оригинальной истории Сура и не только разрушает культурную и социальную ткань региона, но и будит глубокие раны в памяти местных жителей.
Предупреждения ЮНЕСКО и реакция Турции
ЮНЕСКО предупредила Турцию о последствиях сноса и строительстве зданий-новоделов в Суре в ходе своей 45-й расширенной сессии, состоявшейся в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, в 2023 году.
Представители ЮНЕСКО заявили, что снос зарегистрированных строений, археологические раскопки, насильственное переселение людей и нарушение социальной структуры, сделавшее невозможной сельскохозяйственные работы в Садах Хевсель (семьсот гектаров плодородных земель вблизи берега Тигра, между крепостью Диярбакыр и рекой – прим.), привели к утрате выдающихся универсальных ценностей.
ЮНЕСКО подчеркивает, что в соответствии со статьей 172 Конвенции о всемирном наследии любое вмешательство, которое может повлиять на выдающуюся универсальную ценность территории, должно быть заранее доведено до сведения этого учреждения ООН. Тот факт, что Турция не проинформировала ЮНЕСКО о сносе зданий и строительных работах в буферной зоне, вызвал серьезную критику на международной арене. Кроме того, ЮНЕСКО призвала Турцию немедленно остановить инициированные государством проекты в историческом Суре.
Давление на культурную самобытность Сура
Река Тигр, Сады Хевсель и строения на территории Сура выделяются как зоны, которые влияют друг на друга. Каждая из этих зон имеет свои характерные проблемы. В то время как незаконные песчаные карьеры и другие разрушения на реке Тигр нарушают экологический баланс региона, эти факторы также негативно сказываются на Садах Хевсель.
Новые сооружения, построенные в Суре, не соответствуют культурной идентичности и архитектуре города и несут риски в части изменения социокультурной структуры региона. Эти изменения также ведут к эрозии идентичности и культурной среды района. В результате эвакуации шести кварталов сельское хозяйство в Хевселе стало умирать, а разрушение экосистем и захват территории усугубляют этот процесс.
Политика ассимиляции и стирание курдской идентичности
Разрушения в Суре стоит рассматривать не только как физическое уничтожение, но и как систематическую атаку на культурную идентичность региона. Этот процесс также можно анализировать, как систематическое уничтожение курдской идентичности и культуры. Такой подход свойствен назначенным властями чиновникам, узурпировавшим власть в городе, а его очевидная цель – разрушение исторической и культурной ткани региона. Уничтожение искусства, культуры и местной самобытности – часть политики ассимиляции.
В этом контексте строительные работы, проводимые в Суре несмотря на предупреждения ЮНЕСКО, и политика, разрушающая культурную самобытность региона, остаются в фокусе внимания международного сообщества. В то время как район, хранящий следы тысячелетних цивилизаций, требует сохранения не только физических структур, но и сбережения культурно-исторической памяти, нынешняя политика Турции направлена на уничтожение исторической самобытности Сура, но никак не защиты его ценностей.
Динамика, которую мы наблюдаем в Амеде, дает понять, что у Турции есть серьезные проблемы в управлении культурным наследием. Международное сообщество должно более внимательно следить за этим вопросом. ЮНЕСКО и другие международные организации должны принять более эффективные меры против разрушительной политики турецких властей; на данном этапе необходимо приложить больше усилий для обеспечения защиты исторических и культурных богатств региона. В противном случае культурные и религиозные ценности, существовавшие в Суре на протяжении веков, могут подвергнуться необратимому разрушению.