В районе Суруч города Урфа 14 июня 2018 года во время предвыборной кампании депутата ПСР в Урфе Ибрагима Халила Йылдыза разгорелся спор после того, как он вошел в магазин, которым управляет семья Шеньяшар. После обсуждения телохранители депутата ПСР напали на семью Шеньяшар. В результате нападения были убиты Эсвет Шеньяшар и два ее сына, Джелал и Адил Шеньяшар, а 8 человек получили ранения.
Фадил Шеньяшар, который был взят на лечение сразу после инцидента, был помещен в больницу и арестован. Брат депутата ПСР, напротив, продолжал быть на свободе, несмотря на камеры и аудиозаписи. Энвер Йылдыз сдался в здание суда Урфы 18 сентября 2019 года с большой охраной после того, как депутат ПСР нашел «подходящего» прокурора после усилившегося давления.
Таким образом, государство с самого начала показало, что оно защищает членов ПСР, то есть убийц, и что оно будет откладывать дела и пытаться заставить людей забыть об этом таким образом, чтобы не осуждать убийц.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИЩАЕТ УБИЙЦ
В обвинительном заключении, подготовленном через 18 месяцев после инцидента, прокуратура Урфы затронула только ту часть инцидента, которая произошла на рабочем месте, игнорируя при этом аспект нападения в больнице. Более того, хотя прошло два с половиной года, судебный процесс в отношении убийц Хаджи Эсвета Шеньяшара, убитого в государственной больнице Суруч, так и не начался. Напротив, 13 человек, в том числе задержанный Фадил Шеньяшар и пострадавший Ферит Шеньяшар, были предъявлены обвинения в «убийстве, покушении на убийство, ранении, повреждении имущества, хранении огнестрельного оружия».
Это обвинительное заключение, подготовленное прокуратурой, не только оскорбило общественное сознание, но и ясно показало, что государство пытается привлечь к ответственности жертв, а не убийц.
Хотя обвинительное заключение было принято 7-м Высшим уголовным судом Урфы, позже дело было передано в Малатью по соображениям «безопасности». На последнем слушании, состоявшемся 20 ноября, прокурор представил суду свое заключение. Заключенный Фадил Шеньяшар был приговорен к 15 годам тюремного заключения за «умышленное убийство» и «попытку убийства умышленно», а Энвер Йылдыз был приговорен к 12 годам тюремного заключения за «убийство с применением серьезной провокации».
Протест за справедливость, начатый Эмине Шеньяшар и Ферит Шеньяшар перед зданием суда в Урфе 9 марта, продолжается 273-й день. Ферит Шеняшар, сопротивлявшийся задержанию, был избит до госпитализации. Их оштрафовали за баннер «Справедливость», который они открыли во время сидячец забастовки. Ферит Шеньяшар сказал: «Настоящий скандал произошел месяц назад. Директор службы безопасности без ведома прокурора взял нас под стражу, назвав свое имя. Мы жаловались, мы слышали, что его уволили, но нет объяснение этому».
То, что случилось с семьей Шеньяшар – ещё не все. Был подан иск против Эмине Шеняшар, которая потеряла двух сыновей и мужа в результате резни, и ее вызвали для дачи показаний в 10-й раз по причине «оскорбления государственного служащего» по жалобе Ибрагима Халила Йылдыза.
СЕМЬЯ ХОЧЕТ СПРАВЕДЛИВОСТИ
В то время как протест, проводимый семьей Шеняшар, продолжается с большим желанием, несмотря на все препятствия, представители различных институтов, политических партий, правозащитных институтов, интеллектуалы, писатели и неправительственные организации также поддерживают акцию, начатую перед зданием суда в Урфе, требуя справедливости. Семья Шеньяшар требует только «справедливости».
После трагедии Эмине Шеньяшар (65 лет) потеряла 70% зрения на левый глаз, с трудом передвигается, а на губах из-за стресса появились трещины и раны. Кроме того, у нее проблемы со сном и психологические проблемы, и постоянно принимает лекарства. Эмине Шеньяшар отказывается лечиться до освобождения ее заключенного сына Фадила Шеньяшара.
Заявив, что она будет продолжать добиваться «справедливости» Эмине Шеньяшар отмечает: «Я хочу, чтобы моего сына освободили. Те, кто устроил резню, ранили моих детей на нашем рабочем месте и убили их в государственной больнице. Они уничтожили кадры с камер видеонаблюдения в больнице. Мои дети и муж залили кровью стены больницы, за ночь кто-то закрасил стены больницы. Никто не был арестован. Мы требуем справедливости здесь более 270 дней. Нас много раз избивали и задерживали. Били моего сына, душили, хотели убить. У нас нет государства или правительства. Они просто преследуют нас. Убийца, лишивший жизни моих детей, и те, кто отдал приказ, ходят на свободе, – сказала она. – Прокурор убегает от нас, он неоднократно просил нас задержать, отказывая нашим ходатайствам о заключении». Эмине Шеняшар обращает внимание на тот факт, что удаляются даже записи доказательств. Судебная система в Турции – единоначалие.
Указывая на то, что записи не были раскрыты сознательно, Эмине Шеньяшао спрашивает: «Мы сидим здесь, чтобы правда вышла наружу. Если мои дети виноваты, они должны арестовать двух моих сыновей (Ферита и Мехмета), которые остались снаружи. К счастью, двое моих сыновей выжили. Члены ПСР Ибрагим Халил Йылдыз и Джелал Йылдыз приказали убить их всех. Эрдоган очень хорошо знает, что это такое, но он их защищает».
Ферит Шеньяшар заявил, что их борьба продолжается с первого дня нападения: «Трое наших людей были убиты из огнестрельного оружия 14 июня 2018 года. Свидетелями этого инцидента являются государственные служащие в больнице, губернатор, губернатор района и начальник районной полиции. Эта бойня была совершена на глазах у сотен свидетелей. За прошедшие три с половиной года по делу не было допрошено ни одного человека. Конфиденциальность по делу сохраняется. Хотя ясно, кто виноват. Расправа проходила под контролем депутата. Хотя позже моя мать опознала виновных в расправе по фотографиям, ни один прокурор в ходе расследования, никто их не арестовывает, поскольку среди тех, кто устроил бойню, есть депутат. Они явно боятся».
Ферит Шеньяшар выражает свою реакцию и требует следующего: «Это совершается не только по отношению к нам, но и ко всем. Мы хотим, чтобы это преследование прекратилось как можно скорее. При обсуждении бюджета Минюста эту борьбу поручили Минюсту. Сам министр юстиции говорит, что расстроен этой ситуацией. Недостаточно грустить, мы хотим справедливости. Если у вас есть полномочия, если вам не предоставлено достаточно разрешения на расследование по делу, подайте в отставку, это также большая честь подать в отставку. Борьба за справедливость, которую мы здесь продолжаем, будет продолжаться до конца. Мой брат уже три с половиной года незаконно содержится в одиночной камере. Если состоится справедливое судебное разбирательство , то мой брат будет оправдан. То, что мы сделали – самооборона, и у эксперта есть аналогичное решение. Правосудие и закон работают. По материалам дела, которое не открывалось три с половиной года, нет ни одного официального ответа. Пока эта несправедливость творится на глазах у всего мира, некоторые официальные лица выступают и говорят о независимости судебной власти. Те, кто говорит о независимой судебной системе, должны прийти в здание суда в Урфе и сами убедиться, в чем правда».
Что случилось?
14 июня 2018 года во время предвыборной поездки фашистского депутата ПСР в Урфе Ибрагима Халила Йылдыза телохранители и сопровождающие члены депутата Йылдыза вошли в магазин, принадлежащий семье Шеньяшар, и напали на членов семьи Шеньяшар. Хаджи Эсвет Ченяшар, Адил и Джелал Шеньяшар погибли.
Фадил Шеньяшар, который потерял отца и двух братьев в ходе конфликта и сам был ранен, был взят под стражу из учебно-исследовательской больницы Диярбакыр Гази Яшаргил, откуда он был выписан 17 июня, и был арестован.
Мать Эмине Шеньяшар и Ферит Шеньяшар протестуют перед зданием суда Урфы более 270 дней из-за того, что «правосудие» не восторжествовало, несмотря на три с половиной года.