Партии призывают к признанию прав курдского народа
Курдские партии в Амеде призвали к признанию Курдистана и решению курдского вопроса, заявив, что Лозаннский договор больше не действует и стороны должны принести извинения.
Курдские партии в Амеде призвали к признанию Курдистана и решению курдского вопроса, заявив, что Лозаннский договор больше не действует и стороны должны принести извинения.
В городе Амед (совр. Диярбакыр) политические партии и общественные организации выступили с совместной декларацией о Лозаннском договоре, который был подписан сто лет назад. С совместным заявлением по случаю 100-летия Лозаннского договора выступили представители Партии демократических регионов (ПДР), Демократической партии народов (ДПН), Левой зеленой партии, Коммунистической партии Курдистана (КПК), Партии за человека и свободу (ПЗС), Социалистической партии Курдистана (СПК), Демократической партии Курдистана-Турции (ДПК), Партии свободы (Партия Азади), Движения за свободу, Революционно-демократической ассоциации курдов (РДАК), Ассоциации имени шейха Саида и Платформы Союза курдских женщин. Они потребовали признания курдского народа и извинений от сторон Лозаннского договора.
Заявление было зачитано генеральным секретарем партии независимого Курдистана Байрамом Бозиялем на курдском языке и председателем ДПР Салихой Айдениз на турецком. Заключение Лозаннского договора 24 июля 1923 года было названо черным днем, с которого для курдского народа начался век неприятия, отрицания и массовых убийств. Заявление также включает в себя следующие строки:
«Прошло сто лет с тех пор, как империалистические государства и колонизаторы пошли на компромисс между собой и разделили Курдистан на четыре части, игнорируя волю нашего народа. Лозаннский договор от 24 июля 1923 года – это мрак, бесконечный гнет, геноцид и преследование нашего народа. Прежде всего, мы решительно осуждаем Лозаннский договор, в котором не был представлен нашнарод и игнорировалась его воля, а также тех, кто его подписал и реализовал. Мы не принимали и не будем принимать этот договор. Наш народ будет продолжать борьбу за преодоление Лозаннского договора с целью реализации права на национальное самоопределение.
В процессе распада Османской империи была запрошена поддержка курдов и высказано мнение, что создаваемое Турции будет общим государством турок и курдов. Однако сразу после подписания Лозаннского договора все обещания были забыты. Правительство в Анкаре, существование которого было официально признано Лозаннским договором 24 июля 1923 года, через три месяца, 29 октября 1923 года, провозгласило республику. С провозглашением республики отторжение и отрицание курдского народа былиузаконены и оформлены в конкретную практику. Турецкая Республика зиждется на монистическом и расистскомбазисе турецкого происхождения и игнорируетмногонациональную, многокультурную и многоконфессиональную структуру географии, на которой она была основана.
Кемалистский режим, состоявший из кадров Комитета единства и прогресса, продолжил политику тюркизации и централизации, начатую Османской империей в 1850-х годах и продолженную массовыми убийствами в республиканский период. Кемалистский режим всеми средствами, включая массовые убийства, подавлял национально-освободительные восстания и сопротивления: восстание Кочгири в 1921 г., восстание шейха Саида в 1925 г., события 1928-30 гг. в Агири/Зилане и 1938 г. в Дерсиме. Она проводила политику культурного геноцида в отношении курдского языка и культуры, длившуюся в течение всех этих ста лет.
Эта монистическая и расистская политика продолжается в качестве государственной стратегии уже сто лет, используя различные формы и инструменты, но суть ее неизменна: сегодня в Курдистане (Южный Курдистан) и в автономном регионе Рожава (Западный Курдистан) продолжаются атаки на достижения нашего народа. В Северном Курдистане узурпируется воля нашего народа, а в местные органы власти назначают своих ставленников. Курдские партии загнаны в угол угрозой закрытия, постоянно проводятся операции против политических кадров и жесткая политика изоляции, не признающая никаких законов. Тем не менее, национально-освободительная борьба нашего народа продолжается непрерывно и с прежней решимостью.
Борьба курдов за свободу ведется во всех четырех частях Курдистана. В южной части Курдистана наш народ с 2005 года добился федерального статуса. На юго-западе Курдистана курдский народ стоит на пороге важных возможностей для обретения свободы. Мы рассматриваем официальное создание правительства Южного Курдистана и Автономной администрации Рожавы в рамках де-факто федеральной структуры как очень важные достижения. Создание двух федеральных администраций – важный шаг на пути к национальному освобождению нашего народа и преодолению Лозаннского договора 1923 года. В Восточном и Северном Курдистане наш народ занял важные позиции в борьбе за национальное освобождение.
На нынешнем этапе единственным ключом к свободе курдского народа является всеобъемлющее национальное единство, диалог и солидарность. Не будем забывать, что сто лет назад курдский народ проиграл в Лозаннском процессе в основном потому, что не смог создать национальный союз. Мы можем победить в XXI веке, проводя политику, направленную на создание национального альянса, расширение круга друзей и сокращение круга врагов. С помощью таких действий курдская политика сможет преодолеть препятствия на пути к национальной свободе, воспользоваться открывающимися возможностями и аннулировать Лозаннский договор.
Мы призываем государства, подписавшие Лозаннский договор 1923 года, особенно Великобританию и Францию, сыгравшие важную роль во втором разделе Курдистана в начале прошлого века и оставившие курдский народ без статуса, извиниться перед нашим народом и поддержать борьбу за преодоление Лозанны. Мы призываем ООН, Совет Европы, ЕС и другие международные организации поддержать борьбу нашего народа за самоопределение и преодоление тяжких пут Лозанны.
Курдский народ хочет прожить следующее столетие вместе с народами региона, прежде всего с турецким, персидским и арабским, на основе равенства во всех областях. Он борется за создание условий для сосуществования на основе равного политического и географического статуса не путем постоянного неприятия и отрицания, а путем признания своей земли и национальной идентичности.
Мы призываем Турцию действовать как братья вместо повторяемых уже сто лет речей типа «Мы вместе основали республику, курды и турки – два основополагающих элемента республики, мы братья уже тысячу лет». Вместо политики войны и отрицания необходимо предпринять шаги по мирному и демократическому решению курдского вопроса. Новая конституция должна официально признать существование курдского народа и его права, вытекающие из принадлежности к нации. Курдский народ имеет право жить свободно и достойно в своей собственной стране Курдистан, и это является необходимым условием для мира и стабильности в регионе».