Фархад Шами: ИГИЛ пытается реорганизоваться в лагере «Холь»

В беседе с ANF пресс-секретарь СДС Фархад Шами рассказал о новых подробностях борьбы с Исламским государством на северо-востоке Сирии и о связях группировки с Турцией.

В ночь с 19 на 20 ноября турецкие войска атаковали северо-восточную Сирию, после чего удары продолжились. На данный момент погибло 16 мирных жителей, включая 12-летнего подростка. Удары были направлены как против мирного населения, так и объектов инфраструктуры. От бомбежек пострадали школы, клиники, объекты энергоснабжения. Стали мишенью и силы безопасности в лагере «Холь», а также тюрьма, в которой содержат боевиков ИГИЛ* в Камышло. Восемь бойцов Сил демократической Сирии (СДС) были убиты во время атаки на лагерь беженцев. Сторонники ИГИЛ, пытавшиеся воспользоваться хаосом после авиаудара и скрыться, были схвачены сотрудниками сил безопасности.

В лагере «Холь» вблизи Хасаке проживает около 50 000 человек из более чем пятидесяти стран мира. Большинство прибыли из Сирии и Ирака, другие – из Европы, Северной Африки, Ближнего и Дальнего Востока, с Кавказа. Поскольку Исламское государство* начало активизироваться в лагере, в марте 2021 года силы безопасности Автономной администрации северо-восточной Сирии (AANES) начали масштабную операцию, в ходе которой были раскрыты тайные ячейки террористической структуры. В итоги были арестованы около 300 сторонников ИГИЛ. Очередная подобная операция началась в августе этого года и продолжалась несколько недель. Командование сил безопасности заявило, что лагерь «Холь» стал центром подпольной деятельности ИГИЛ. В этом году в лагере были убиты 44 человека; среди жертв было 14 женщин и несовершеннолетних. Большинство из них, вероятно, были отступниками, отказавшимися от участия в деятельности джихадистской структуры. В ходе операции были освобождены несколько езидок, похищенных боевиками из Шенгала в 2014 году и проданных на невольничьих рынках. На данный момент около 12 000 членов ИГИЛ содержатся в тюрьмах северо-востока Сирии.

Пресс-секретарь СДС Фархад Шами побеседовал с ANF, рассказав о ситуации в лагере «Холь» и тюрьмах региона, в которых содержат боевиков.

- Какова текущая ситуация в лагере «Холь» и этих тюрьмах?

- ИГИЛ хочет использовать нынешнюю ситуацию в регионе как подходящую возможность, чтобы снова развернуться после убийств нескольких командиров в северо-восточной Сирии и Ираке. Сейчас пустынные районы Сирии находятся под контролем этой группировки, а в Хомсе, Дейр-эз-Зоре и других районах на границе с Ираком были замечены перемещения боевиков. ИГИЛ постоянно занимает очередные деревни и поселения. На северо-востоке Сирии с этими проблемами столкнулось население Дейр-эз-Зора. Замечены джихадисты и вблизи Ракки, а также на юге Хасаке.

Боевики действуют в основном по вечерам и ночью, собирая деньги как «налог», используя эти средства для реорганизации. ИГИЛ нужны финансы, боеприпасы и техника для дальнейшей деятельности, и собраны уже немалые суммы. Конечно, за ними стоят определенные страны, и крупные суммы перечисляются им из-за рубежа, но внутри страны ИГИЛ получает именно такое финансирование. При взятии Аль-Багуза [последнего анклава ИГИЛ, павшего весной 2019 года], мы выяснили, что 20 000 членов ИГИЛ, прибывшие из-за рубежа, исчезли. Ранее около 46 000 исламистов иностранного происхождения присоединились к террористической группировке. Примерно 26 000 были убиты или взяты в плен, а остальные пропали. ИГИЛ удалось вывести часть своих боевиков, особенно после боев в Мосуле и Ракке. Они были дислоцированы в районах, оккупированных Турцией. Так было с Абу Бакром аль-Багдади и другими исламистами. По нашим данным, в оккупированных районах находятся примерно пятьдесят командиров ИГИЛ. Кроме того, там нашли убежище тысячи других исламистов. Мы сообщили об этом международной коалиции.

- Турция нанесла удары по лагерю «Холь» и тюрьме. Какую опасность несет эта ситуация?

- ИГИЛ намерено использовать турецкие атаки в своих целях. Мы получили разведывательную информацию из центров содержания боевиков, а также из лагеря «Холь». В январе было совершено масштабное наступление на тюрьму ас-Сина в Хасаке, в попытке освободить заключенных боевиков. В регионе все еще действуют тайные ячейки, и каждый день мы принимаем меры для обеспечения безопасности. ИГИЛ нуждается в руководящей структуре, а его командиры находятся в тюрьме. Чтобы ИГИЛ удалось реорганизоваться, их придется освободить. Лагерь «Холь» – скорее идеологический полигон для ИГИЛ, но есть там и военная зона. Это было обнаружено во время нашей последней гуманитарной операции по обеспечению безопасности на его территории. В зоне, используемой джихадистами для тренировок, оружия мы не нашли, но в другой зоне было найдено и изъято военное оборудование. Как видите, ИГИЛ использует «Холь» и для идеологической работы, и для тренировок.

В последние месяцы в этом районе у женщин, гражданок других стран, были обнаружены дети в возрасте двух лет. До сих пор об этом не сообщалось публично. Откуда там дети? В секторе для иностранок нет мужчин. Похоже, что браки заключаются с несовершеннолетними. Браки с мальчиками в возрасте 12-13 лет позволяют обеспечить деторождение. Потому дети такого возраста сейчас изымаются из указанного сектора.

В настоящее время около 65 000 членов ИГИЛ находятся в лагерях и тюрьмах северо-восточной Сирии, 12 000 из них – в центрах содержания под стражей. Среди заключенных – командиры джихадистских структур из 60 стран мира. ИГИЛ постоянно стремится к их освобождению и считает нынешние удары со стороны Турции возможностью для себя. За 20 дней было совершено восемь попыток нападения. Одна из них – на лагерь «Холь», другие – на тюрьму в Хасаке; были подобные инциденты также в окрестностях Ракки, Дейр-эз-Зора и на юге Хасаке. Турецкие атаки на Кобани дали ИГИЛ надежду. Мекмен накрыли бомбежки турецких ВВС. Эта деревня находится в 80 километрах от турецкой границы в стратегически важной точке между Раккой, Дейр-эз-Зором и Хасаке. После освобождения Мекмена Дейр-эз-Зор и Ракка также могли быть освобождены. ИГИЛ попыталось восстановить свое присутствие в Мекмене, пока Турция наносила по поселению целенаправленные бомбовые удары. Это не случайность. ИГИЛ использовало турецкие бомбардировки как возможность нанести восемь ударов. Пока мы были заняты проблемой турецкой агрессии, нам пришлось отражать эти атаки ИГИЛ одновременно.

- Достаточны ли меры, которые принимаются сегодня?

- Необходимо держать под контролем тюрьмы и лагеря. В одной лишь тюрьме ас-Сина находятся члены ИГИЛ из более чем 50 разных стран. Большинство джихадистов из Европы содержатся здесь. Многие из заключенных этого учреждения были совсем молоды, но с тех пор они повзрослели, воспитанные на радикальных идеях ИГИЛ. Они – как бомба замедленного действия в наших руках. Лагерь «Холь» является сейчас не столько местом для приема беженцев, сколько военным лагерем. Турецкий режим не считает ИГИЛ террористической структурой, называя это формирование вооруженной организацией. Что будет происходить в лагере и тюрьмах в будущем, мы не можем сказать. Эти места – источник угрозы. Тюрьмы перестраиваются, на это уходят деньги, но этих мер недостаточно. В итоге это не решит наших проблем. Это лишь временная мера.

Начать нужно с судебных процессов над членами ИГИЛ, которые должны пройти в нашем регионе. Мы говорим, что эти суды должны проходить здесь, потому что эти заключенные находятся здесь, на нашей земле. Более того, здесь живут люди, пострадавшие от ИГИЛ, а это пять миллионов человек. Кроме того, у нас есть доказательства совершенных преступлений. Некоторые страны утверждают, что судебные процессы должны идти в другом месте. Однако, это бессмысленно, потому что нельзя доставить в другую точку мира пять миллионов свидетелей. Точно так же вряд ли возможно перевести в другое место такое большое количество заключенных. По сути, этот призыв равнозначен саботажу судебного процесса. Хочу добавить, что ситуация с ИГИЛ – не совокупность нескольких процессов, которые нужно провести над боевиками. Мы боролись не против отдельных людей, а против  их менталитета. С тех пор, как «халифат» пал в 2019 году, около 3000 членов ИГИЛ были репатриированы в Ирак и ещё около 2000 вернулись в свои страны происхождения. Этого недостаточно, потому что в нашей стране остаются 65 000 джихадистов. Если все будет продолжаться так, как идет сейчас, они останутся здесь еще на 25 лет. Необходимо найти решение. Должен пройти суд, или же каждая страна должна забрать своих граждан из числа заключенных боевиков.

- Контроль над исламистами – обязанность не только автономного региона, но и международной коалиции. В какой мере государства, представленные в коалиции по борьбе с ИГИЛ, занимаются этой проблемой? Ведете ли вы переговоры с коалицией по этому вопросу?

- Конечно, такие переговоры ведутся. Эти страны присутствуют в нашем регионе в качестве международной коалиции. Однако, они делают очень мало для предоставления разведданных или любой другой поддержки СДС. Этого недостаточно для борьбы с ИГИЛ. Необходимо гораздо больше поддержки как для военной борьбы, так и для восстановления общественной инфраструктуры. ИГИЛ устроило разрушения в регионе, наша инфраструктура в упадке, многие школы превратились в руины, объекты электро- и водоснабжения были повреждены, города и деревни разграблены и разрушены. Нам нужна прямая поддержка для восстановления наших городов. Кроме того, в долгосрочной перспективе региону нужно политическое признание. Борьба с ИГИЛ идет не только на военном, но и на политическом и идеологическом уровнях. До тех пор, пока наш регион не получит официального признания, угроза ИГИЛ будет сохраняться, а Турция будет продолжать поддерживать боевиков. Мы обсуждали этот вопрос с коалицией.

Коалиция признает, что без помощи и участия СДС и ОНС/ЖОС борьба с ИГИЛ не имеет шансов на успех. Не признает этого лишь Турция, которая продолжает финансировать ИГИЛ. Кроме СДС, нет других сил, способных на организованную борьбу с ИГИЛ. Для того, чтобы эта борьба принесла результаты, а угроза для всего человечества не вернулась, СДС нужно оказать поддержку.

Есть результаты расследования нападения на тюрьму ас-Сина в Хасаке, и они будут опубликованы в ближайшее время. Лагеря и тюрьмы имеют связи с командованием ИГИЛ. В прошлом, как и сегодня, эти командиры находились в Идлибе и Африне. В ходе расследования штурма тюрьмы в Хасаке эти данные подтвердились. Полтора месяца назад были схвачены три члена ИГИЛ, которые планировали создать ячейку для нового нападения на тюрьму. До того они прошли подготовку в лагерях на территории Сарекание, города, оккупированного турецкими войсками. Их показания будут обнародованы в ближайшее время.

* - террористическая организация, запрещена в РФ