Эрзинджан: Оджалан определил стратегию женской освободительной борьбы
Основная характеристика, отличающая Оджалана от прочих революционных лидеров, – его отношение к вопросу освобождения женщин.
Основная характеристика, отличающая Оджалана от прочих революционных лидеров, – его отношение к вопросу освобождения женщин.
Басе Эрзинджан, представительница Ассоциации женщин Курдистана (АЖК), рассказала о подходе Оджалана к эмансипации женщин.
Первую часть этого интервью можно прочитать здесь
- Национальный курдский лидер Абдулла Оджалан вел борьбу за освобождение женщин. Что Вы можете рассказать о его подходе?
- Мы много раз говорили, выступая от лица женского движения, что одной из целей международного заговора была женская освободительная борьба. Это станет понятнее, если проанализировать нашу историю. Главное отличие подхода Абдуллы Оджалана от других революционных движений, – это его отношение к вопросу женской эмансипации. Народный лидер курдов всегда обращал внимание на присутствие женщин в политических кругах партии и в вооруженных отрядах. Стремление к развитию товарищества и сотрудничества с женщинами – очень важный момент, о котором Оджалан задумался ещё в юные годы. Здесь необходимо отметить, что мало кто из народных лидеров акцентировал внимание на товариществе с женщинами-революционерками. Революционеры прошлого не могли избавиться от восприятия женщин, как второго пола. В революциях женщина была представлена только как жена, сестра и мать. Лидеры разных движений не смогли найти подход, который преодолел бы эти рамки.
На протяжении всей истории нашей борьбы Оджалан делал всё возможное, чтобы женщины принимали участие в революции, приходили к самостоятельным решениям и проявляли себя. У него был принцип поддерживать товарищество с женщинами, вести дискуссии с соратницами и принимать решения, советуясь с женщинами. Он оценивал эту работу стратегически. Наш лидер стремился обсуждать возникавшие ситуации, делать выводы и бороться вместе с волевыми женщинами. Для этого он уделял особое внимание участию своих соратниц в развитии организации. Он часто критиковал менталитет, сдерживавший революционерок, но при этом включал женщин в руководящие структуры. Женщины принимали участие во всех этапах нашей борьбы.
После 90-х Оджалан начал организовывать женские исследовательские группы в населенных пунктах, в которых успел побывать. Он лично руководил процессом и принимал участие в дискуссиях. Он безгранично доверял своим соратницам и был убежден, что женщины смогут понять и применить его философию и парадигму. Его работы об освобождении женщин – новаторские и освобождающие труды. Он придерживался подхода, при котором преодоление издержек менталитета людей, не изживших свое прошлое, осуществлялось с помощью женских организаций. Оджалан всегда поддерживал женское лидерство среди партизан. Он считал необходимой задачей вести просвещение среди революционеров, чтобы добиться изменения подхода, подразумевавшего мужское доминирование. Мужчины, которые не соглашались с этой тактикой и не хотели этого, не занимали высоких должностей. По сути, Абдулла Оджалан пытался привить принципы товарищеских отношений с женщинами в вооруженных отрядах и в обществе. Он считал необходимым помочь своим соратницам выйти на такой уровень, чтобы они крепко стояли на ногах и принимали самостоятельные решения, не находясь в тени мужчин. Хороший пример – история Сакине Джансыз. Она приложила огромные усилия для того, чтобы женщины заняли свое место. Товарищ Джансыз прокладывала нам путь. Когда женщины совершали ошибки, она всегда давала им возможность исправиться и продолжить работу. Сакине приложила невероятные усилия, чтобы подарить своим товарищам шансы стать бойцами и лидерами. Она следовала идеям Оджалана, который всегда исходил из того, что революция в Курдистане должна осуществиться по воле женщин и во главе с женщинами.
Наш народный лидер заложил основные теоретические краеугольные камни для осуществления радикального разрыва с системой мужского доминирования: работа «Убить мужчину», написанная в 1996 году, «Теория разрыва» в 1997 году и «Идеология освобождения женщин» в 1998 году. Оджалан придавал большое значение развитию самостоятельных женских организаций в партизанских структурах. Он постоянно критиковал типичный мужской подход и принимал различные меры против проявлений мужского шовинизма. Оджалан делал всё возможное, создавая подходящие условия для развития свободной женской личности. По этой причине организация YAJK (Союз освобождения женщин Курдистана), о создании которой было объявлено на первом женском конгрессе, состоявшемся в 1995 году, вела свою работу под нашим руководством, не подчиняясь Центральному комитету РПК. После пленения Оджалана в результате международного заговора YAJK стала самостоятельной женской партией.
Желая, чтобы женская освободительная борьба развивалась, Абдулла Оджалан продолжал идеологические исследования, изучал новые концепции и теории, размышлял над организационными моделями. Он вел дискуссии о том, как строить новые свободные отношения, исключая порабощающие взаимосвязи между мужчинами и женщинами. Мы смогли прочитать его письма, написанные в тюрьме на Имралы, и они помогли нам расширить фронт борьбы за эмансипацию.
За эти годы женщины оправдали доверие Оджалана – они продолжали сопротивление, и тысячи наших соратниц оказывались в тюремных застенках и жертвовали собой, как Беритан, Зилан и множество других героинь. Это был новый уровень свободы – освобожденные женщины приняли участие в революционной работе на всех уровнях. Преданность народному лидеру курдов помогла нам освободиться. Поэтому женщины всегда оказывали наибольшую поддержку Оджалану и его работе.
Я убеждена, что одна из причин международного заговора, который начался 9 октября, – стремление противника уничтожить результаты нашей освободительной борьбы. Радикальная борьба за эмансипацию, основы которой заложил именно Оджалан, вызывает страх правящей системы.
Известно, что система капиталистического модерна развивалась, эксплуатируя женщин, обращенных в рабство. Пять тысяч лет письменной истории всех народов – это история конструирования маскулинности и эксплуатации женщин и общества. Сегодня ко многим исследователям приходит понимание того, что сохранившиеся исторические памятники литературы и письменные источники не включают в себя историю женщин, угнетенных народов, представителей угнетенных конфессий и групп. Память о них растворена и уничтожена в этой истории. Доминирующая система стерла из нашей памяти все творения и плоды труда женщин и человечества, обеспечивая собственное существование.
Радикальный подход Оджалана к стратегии освобождения женщин в ходе революции Курдистана, отказ от дискурса, идеологии и лжи доминирующего мужского мира, помощь женщинам в работе в военном командовании и партизанских организациях, участие женщин во всех видах общественной деятельности нашего общества, роль, которую они сыграли в обеспечении единства народов – всё это вызвало тревогу у представителей нынешней доминирующей системы.
Следует отметить, что женщины участвовали во всех революциях, но такое массовое, коллективное женское лидерство стало уникальной особенностью и приметой революции Курдистана. В ходе прочих революций женщинам не удавалось действовать самостоятельно и создавать автономные организации. После революции они возвращались к своим прежним позициям в доме, к своему статусу второго пола.
Самый важный шаг, фундаментальный принцип Оджалана – это стратегия формирования сознания людей, которые построят свободное общество. Именно поэтому он поставил перед нами задачу осуществления женской революции. Женская революция – это не просто обретение прав. Это перестройка всей жизни общества на новой основе.
Также Абдулла Оджалан придавал большое значение формированию менталитета свободных женщин и мужчин. Он считал необходимым вести просветительскую деятельность, чтобы помогать формированию новых взаимоотношений в обществе. Эта работа по освобождению женщин и новые знания, которые получил наш народ, вызвали страх правящего класса. На территориях, где присутствовали представители освободительного движения, принявшие подход Оджалана, традиционный подход к женщине и табу были разрушены. Так развивалась женская революция – и свободное будущее можно было представить себе, наблюдая за изменениями в моменте. Понимая, что революция может развиваться только тогда, когда участие в ней принимают свободные люди, Оджалан придавал большее значение освобождению женщин, чем чему-либо другому. Он строил планы по развитию женских организаций и помогал им делать первые шаги. Считая освобождение женщин и освобождение Курдистана взаимосвязанными и неразрывными процессами, он взял принцип освобождения женщин за основу революции и занимался этим вопросом на стратегическом уровне.
Оджалан всегда выступал против традиционного мужского понимания роли женщин. Он говорил, что женщины, а не мужчины, должны идти в авангарде общественного развития, что женщины должны принадлежать себе и жить Xwebûn [вести жизнь в соответствии с тем, чем ты являешься на самом деле]. Стремясь реализовать эти идеи, он хотел, чтобы женщины принимали участие во всех сферах общественной деятельности. Оджалан смог воплотить в жизнь такие важные проекты, как совместное председательство и равное представительство.
Критика понимания любви в рамках системы капиталистического модерна, которую высказал Абдулла Оджалан, также стала прекрасным примером актуального социологического исследования. Он отвергал убийства, совершаемые «во имя любви», лицемерие, собственничество и порабощение женщин. Он проанализировал ложное понимание любви, которое развивается в капиталистической системе. Он заявил, что свободная любовь не может существовать в условиях колониализма. Проанализировал Оджалан и тупик, в который зашло развитие семьи в Курдистане. Он заявил, что свободная любовь и свободные отношения могут развиваться только путем социального освобождения, в борьбе: «В среде людей, которые строят отношения, живя в системе государственного колониализма, развиваются лишь рабство, уродливая безнравственность, несправедливость и неравенство. Тот, кто не знает о враге и не ведет борьбу, не может чувствовать и выражать любовь. Мужчина или женщина, находящиеся на стороне врага и его пособников, не могут быть любимыми. Любовь имеет свои принципы и может развиваться только в рамках патриотизма, свободного сознания и свободной воли. Свободные мужчины и женщины, которые сумели перестроить собственную личность, понимая суть нашей общей борьбы, смогут построить супружескую жизнь на принципах свободы». Оджалан добавил: «Любовь и привязанность не могут существовать, если женщины не принадлежат себе, не организовываются и не ведут борьбу».
Почти все государства, принявшие участие в международном заговоре, были построены на основе менталитета мужского доминирования. Государство – это стратегический инструмент, созданный для эксплуатации и порабощения женщин и общества. Очевидно, что никто не желает отпускать рабов на свободу.
То, что Оджалан стоял у начала борьбы за женское освобождение, стало одной из причин заговора 9 октября. Теперь наша борьба должна сыграть решающую роль в освобождении нашего лидера. После заключения в тюрьму на Имралы он заявил в одном из своих интервью, что освобождение женщин – его «самая эпическая работа».
Сегодня признаки женской освободительной борьбы видны во всем мире, на Ближнем Востоке и в Курдистане. Создаются женские организации, и новые женщины-политики, бойцы и активистки исследуют идеологию и философию Абдуллы Оджалана. Наша идеология женского освобождения постепенно становится универсальной. Мы увидели это на примере народного восстания под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода», которое началось в Рожхилате (Восточный Курдистан) и Иране после убийства Жины Амини, совершенного в сентябре 2022 года. Эти волнения имели резонанс во всем мире. Лозунг «Женщины, жизнь, свобода» был создан Абдуллой Оджаланом и превратился в сегодняшний манифест борьбы. Этот дискурс – прямой результат нашей революции и работы, проведенной в Курдистане ради эмансипации женщин. Во всем Курдистане, в Шенгале, в каждом городе и поселении, где живут участницы РПК и ПСЖК, следующие своему пути, и люди, любящие свободу, посеяны семена женской революции. Она развивается шаг за шагом. Эта революция привлекает внимание всего человечества. Сопротивление женщин достигло уровня, когда идеи эмансипации охватили умы миллионов женщин и мужчин.
Несомненно, самым важным аспектом для окончательного краха международного заговора против Абдуллы Оджалана остается борьба за свободу женщин.