15 августа – дата возрождения курдского народа
15 августа – это возрождение курдов в нынешнюю эпоху. Это возрождение сегодня, во главе с революцией на севере и востоке Сирии, создает новую модель жизни на Ближнем Востоке.
15 августа – это возрождение курдов в нынешнюю эпоху. Это возрождение сегодня, во главе с революцией на севере и востоке Сирии, создает новую модель жизни на Ближнем Востоке.
В Курдистане после Первой мировой войны и заключения Лозаннского договора в 1923 году и создания турецкого государства настала эпоха тирании по отношению к курдам.
Но курды пересмотрели этот подход. Основываясь на принципе «я курд, у меня тоже есть права», первое курдское восстание против угнетения и преследований турецкого государства началось в 1925 году в Северном Курдистане во главе с шейхом Саидом, но через несколько месяцев потерпело неудачу. Но попытки курдского народа получить свои законные права на этом не закончились, а наоборот, усилили его настойчивость и борьбу.
Поэтому курды 28 раз восставали, требуя своих прав. Вначале турецкое государство и страны-оккупанты Курдистана жестоко подавили эти восстания и убили тысячи курдов.
РПК изменила статус курдов
Эта ситуация продолжалась сорок лет, вплоть до основания Рабочей партии Курдистана (РПК) в Северном Курдистане в семидесятых годах.
Рабочая партия Курдистана, возглавляемая лидером Абдуллой Оджаланом, провела академический анализ положения курдов, и совершила новое восстание, далекое от традиционных методов прежних восстаний.
Первые лидеры курдского движения пришли к убеждению, что тираническое и фашистское турецкое государство не может предоставить права курдам без войны и сопротивления.
Жестокость фашистского государства достигла апогея во время переворота 12 сентября 1980 года. Государство восприняло физическое и моральное истребление курдов как цель и стратегический план.
Необходимо принять меры против истребления
Чтобы противостоять плану уничтожения, движение начало разветвляться и организовываться в Курдистане, и первые бойцы РПК увидели необходимость принять строгие меры для противодействия этому шагу. Они поняли, что своей революционной позицией могут противостоять турецкому государству.
Лидер Абдулла Оджалан говорит по этому поводу: «Сопротивление необходимо, и другого пути нет. Это сопротивление также включает в себя вооруженное сопротивление. Оно должно быть успешным во что бы то ни стало, и мы должны начать новое восстание».
Сопротивление и лидеры движения в тюрьмах Турции сделали первый шаг и пообещали обеспечить курдам достойную жизнь, пожертвовав собой.
Член Центрального комитета Рабочей партии Курдистана и один из ведущих кадров движения, столкнувшись с преследованием со стороны турецкого государства 21 марта 1982 года, поджег свое тело в тюрьме Амед, тем самым преодолев барьер страха и открыв путь сопротивлению.
Бойцы Великого сопротивления 14 июля Мехмет Хайри Дормус, Кемаль Пир, Акеф Йылмаз и Али Чичек выполнили обещание Мазлума Догана, и сопротивление в день его смерти пошатнуло планы уничтожения, которые строило турецкое государство.
Сопротивление Мазлума Догана и 14 июля стало опорой для начала вооруженной борьбы против второй по величине армии НАТО. Но после переворота 12 сентября никто не верил в начало вооруженной борьбы против турецкой армии. Эта мечта была уничтожена.
После сопротивления в тюрьмах и усиления жестокости Турции по отношению к курдам Движение за свободу приняло решение вернуться в страну и противостоять этим планам геноцида, а РПК решила во время конференции 1982 года начать вооруженное нападение на фашистские силы Турции.
Члены движения, прошедшие подготовку в Ливане у лидера Абдуллы Оджалана, по очереди отправились в Бакур, готовя военную пропаганду, и одним из главных кадров этого процесса был Агид (Масум Коркмаз).
В рамках этого в июне 1984 г. в районе Лулан в Брадосте был проведен митинг, на котором были созданы воинские части для начала боевых действий.
Командующий Агид взял на себя задачу познакомить людей с РПК в Северном, Южном и Восточном Курдистане; в то же время он готовился к вооруженному бою и пытался создать в Ботане народную армию.
После завершения подготовки командиру Агиду было поручено возглавить операции в районе Деха в Сиирте.
Командующий Агид рассказал в своих мемуарах о дне, предшествовавшем операции: «Вечером 14 августа партизанские отряды встретились, и их энтузиазм был на высоте».
«Я помню, – писал он – кто присутствовал на той встрече: Ардал, Бадран, Шейар Муса Хаджи, Фарман, Салим, Али, Расул, Баджи и Карим. Всего на ней было 30 партизан».
Начало вооруженной борьбы
Пятнадцатого августа под предводительством Агита в районе Деха был произведен первый выстрел по фашистской турецкой армии, и началась вооруженная борьба.
Бои начались в каждом районе, и борцы за свободу (партизаны) взяли под свой контроль весь район и захватили группу сил жандармерии из их штабов.
С установлением контроля над районом были созданы Силы освобождения Курдистана, Агит объявил о целях своих сил.
После этого присутствующие в мечетях партизанские отряды зачитали заявление Сил освобождения Курдистана. Так, революционные брошюры распространялись и в кафе Дехинского района.
После успешного завершения операции в разных местах собирались партизанские отряды.
Партизаны не потеряли ни одного бойца, но один член турецкой армии был убит, а шесть солдат были ранены.
В тот же день в Шамезинане успешно прошла еще одна операция. Район попал в руки партизан.
Начав борьбу, курдский народ объявил 15 августа праздником нового возрождения, а мир и весь Курдистан были увешаны флагами Сил освобождения Курдистана.
Если человек хочет определить значимость прорыва 15 августа в контексте двух процессов, он, несомненно, станет жертвой исторических ошибок. Прорыв 15 августа считается новым рождением курдов не только с военной точки зрения. Прорыв 15 августа прервал цепь рабства и капитуляции, сковавшую курдский народ. В то же время 15 августа считается стратегическим изменением с интеллектуальной, политической и культурной точек зрения.
С наступлением 15 августа мечты о 28 курдских восстаниях сбылись. РПК не считается революцией или партией, ограниченной частью Курдистана. Скорее, она известна как организационное, социальное и военное движение, которое возглавляет борьбу в четырех частях Курдистана.
После 15 августа курдская молодежь отправилась в горы свободы и научилась у лидера Агида, как вести вооруженную борьбу, а также как быть лидерами. Таким образом, люди и партизаны были едины повсюду, и оккупирующее государство не могло нападать на курдский народ так, как прежде. Поскольку власти Турции знали, что созданные войска могут защитить его повсюду.
Оджалан: то, что снова возродило Курдистан и установило новую жизнь, было нашей борьбой
Лидер Абдулла Оджалан во многих своих интервью и выступлениях ссылается на 15 августа и объясняет это следующим образом: «15 августа углубилось, расширилось и выросло, так как оно снова возродило Курдистан и установило новую жизнь, являясь нашей борьбой».
Как обещал Мазлум Доган: «Мы должны сделать так, чтобы наш голос был услышан в мире».
Он ответил на обещание Хайри Дормуш, в котором говорится: «Вы не сможете отрицать наше существование», и на заявление Кемаля Пира: «Я вижу спасение турецкого народа в спасении курдского народа. Время ваших бесконечных преследований прошло, и время свободной жизни настало».
Если человек знает историю курдов, он неизбежно будет говорить о курдах до и после 15 августа. Следовательно, это борьба за новую жизнь курдов.
Другими словами, «прорыв 15 августа» – это курдский ренессанс в новую эру, это возрождение, и в 37-ю годовщину «прорыва 15 августа» сегодня, во главе с революциями на севере и востоке Сирии, появилась новая модель для жизни на Ближнем Востоке.
Погибшие герои – сегодня стали символами победы.