В эти выходные в Берлинском техническом университете прошла международная женская конференция «Наша революция: Освобождение жизни», организованная ассоциацией «Женщины ткут свое будущее». Воскресенье было вторым, завершающим днем мероприятия. Первый день конференции завершился музыкальным концертом курдянки Ялды Аббаси.
Второй день мероприятия был посвящен политическим заключенным. Открывая дискуссию, организаторы сказали: «Мы хотим напомнить обо всех политических заключенных. Многие женщины не могут быть с нами сегодня, находясь в тюрьмах по причине того, что вели освободительную борьбу. Цена, которую они платят за свою позицию, – их собственная свобода».
АСЖВК: женщины не уйдут с улиц
Ассоциация свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК) прислала на конференцию видеообращение. АСЖВК выражает уверенность, что революция в Восточном Курдистане (Рожхилате) и Иране будет успешной: «Диктаторский режим находится у власти уже 43 года, и этого достаточно. Женщины Ирана и Рожхилата вынуждены жить в сегодняшнем обществе, как рабыни. Этот фашистский режим может быть свергнут только их руками». Представительница АСЖВК отметила, что у женщин отняли свободу и систематически лишали гражданских прав, в частности, вынуждая носить хиджабы: «Сотни женщин изнасиловали, бросили в тюрьмы или облили кислотой, но они высоко держат головы. Женщины вышли на баррикады и не уходят с улиц своих городов. Курдское население восстало, чтобы курдянка Жина Махса Амини, убитая иранской «полицией нравственности», не была забыта. Лозунг «Женщины, жизнь, свобода» родился за десятилетия сопротивления в Курдистане. Под этим лозунгом идеология иранского государства будет разрушена. Мужчины присоединились к протесту и встали рядом с женщинами, чтобы вести борьбу против государства, в котором они не видят никакой надежды». Активистка поприветствовала участниц конференции от имени женщин Рожхилата в своем видеопослании, пожелав им всяческих успехов.
С балконов на баррикады
Первую сессию второго дня конференции вела Рахила Гупта, внештатный корреспондент и активистка движения «Черные сестры Саутхолла» из Великобритании. Рахила рассказала о том, как ознакомилась со списком литературы, предложенным курдским лидером Абдуллой Оджаланом, увидев в нем много феминистских авторов, включая Джудит Батлер.
«Как можно преодолеть раздробленность классов, деление, порожденное национализмом, религией, вызванное патриархальным менталитетом, и как мы можем стать независимыми от мысли и идеологии системы, в которой доминируют мужчины?» – спросила она. Гупта добавила, что женская борьба рискует стать зависимой от системы, если не разработать реальную альтернативную парадигму, основанную на интеллектуальном теоретическом подходе, не лишенную критичности и способную преодолеть ограничения системы.
Название сессии – «Жизнь, которой мы хотим, не начнется благодаря чуду. Нам нужна революция», – было цитатой из работ Абдуллы Оджалана. В ходе этой сессии собравшиеся поставили вопрос: «Как нам призвать женщин с балконов на баррикады?». Успех курдского движения зависел и от работы с обществом, когда активисты ходили от двери к двери, чтобы говорить с каждым из своих соотечественников о том, как должно выглядеть общество. Гражданская война, охватившая Сирию, создала подходящие условия для «революции внутри революции» в Рожаве; также необходимо вспомнить, что важной основой для работы Оджалана стала вторая волна феминизма.
Женская революция в Судане
Первой слово взяла Шахида Абдулмуним из Центра гендерных исследований в Судане. Революцию в ее стране тоже творят женщины, сказала Шахида, рассказав о том, как женщины были в авангарде сопротивления на протяжении 80 лет, с самого начала диктатуры в Судане. В 1990-1999 годах на улицы выходили по большей части женщины-активистки, которые боролись против режима Омара аль-Башира и достигали немалых успехов. По ее словам, женщины были готовы сражаться за свое будущее и возглавили борьбу во время восстания 2018 года. Они боролись против патриархата, и в те дни она тоже была на улицах, став одной из участниц революции; тогда женщины составили около 70% протестующих. Они принадлежали к десяткам различных групп, но им пришлось объединиться.
Патриархальная реакция и власти пытались ослабить это движение, в частности, назначив женщину официальной представительницей движения. Три женщины вошли в состав правительственного конгресса, но на деле они не представляли женское движение. Многие законы переписывали, делая это во вред женщинам. Шахида сравнила эти законы с нормами, действующими в Иране. Она сказала, что 5000 женщин находятся в тюрьмах Судана по политическим причинам: «Режим получает финансирование за счет штрафов, которые приходится платить женщинам. Их цель – выбросить из политической жизни страны половину населения Судана. По моему мнению, хиджаб – это не просто платок, это то, что символизирует запрет женщинам участвовать в жизни общества».
Шахида подвела итог сказанного так: «Что мы носим, чего мы хотим, куда мы идем, надеваем ли хиджаб или нет – не религиозный вопрос, а политический. Мы должны бороться с режимами в наших странах. Мы боремся против неолиберализма и патриархата, и мы хотим освободить наши страны и освободиться!»
Курдское движение – одно из сильнейших демократических движений в Европе
Второй выступила курдский социолог и писательница, доктор Дилар Дирик. Она почтила память журналистки и ученой Нагихан Акарсель, работавшей в сфере жинеологии и убитой в Сулеймании, Южном Курдистане, агентом турецкой спецслужбы MIT.
Дирик убеждена, что сейчас необходимо говорить о разрозненности, ставшей всеобщей проблемой на глобальном уровне. На последней конференции, сказала она, участницы говорили о расширении женских организаций, но в то же время наблюдался рост расистских, фашиствующих движений. «Трампы, Эрдоганы, Болсонару – это продукты фашистских движений, обнаженное лицо капиталистического патриархата. Зарождающейся женской борьбе навязывается либерализм, а на фоне насилия НАТО начинается эксплуатация ценностей угнетенных страт общества. Даже их собственные движения становятся частью неолиберализма и превращаются в такой же продукт капитализма. Сама капиталистическая система использует образ женщин в борьбе и пытается захватить феминистские движения, включая их в себя». Дирик спрашивает: «Какой вид сопротивления дозволен, а какой криминализирован? Курдское движение – ответ на этот вопрос и хороший пример».
«Как, например, окрепло и развивалось ДАИШ*, так называемое Исламское государство*? Это важный вопрос для женского движения, чтобы подобное не повторилось. Вспомните чемпионат мира по футболу в Катаре», – докладчица подчеркнула, что никто не говорит о том, как исламистская организация «Джабхат ан-Нусра»* финансируется Катаром. Эта страна, добавила Дирик, также стоит в авангарде поддержки Талибана*.
Дирик подчеркнула, что пришла пора сменить канву рассуждений о том, что Турция – государство-изгой и должна быть исключена из НАТО: «Напротив, Турция – неотъемлемая часть НАТО. Смотрите на происходящее реалистично. Министр иностранных дел Германии, которая якобы не чужда лозунгу «Женщины, жизнь, свобода», активно поддерживает силы, которые атакуют женщин. Пропаганда западных стран настолько сильна, что многие люди даже не знают, сколько преступлений совершает НАТО, какие военные конфликты финансирует альянс и какие войны ведутся от его имени. Конечно, всегда легче критиковать страны, которые не входят в НАТО, объявляя их врагами».
Дирик пояснила, что курдское движение – одно из самых сильных демократических движений в Европе. Несмотря на массовую криминализацию, оно способно организовать протесты по всей Европе за очень короткое время, добавила она: «Невозможно понять причины раздробленности протестов, если анализировать фашистские движения только на местном уровне. Женские движения, действующие во всем мире, должны заниматься не только культурными проблемами своих стран. Скорее, каждому из них необходимо задаться вопросом, как правительство их собственной страны участвует в создании и финансировании исламистских, фашистских организаций по всему миру».
Эта конференция, сказала Дирик, стала хорошим примером того, как женщины могут организовываться без государства – свободно и автономно. В заключение она добавила, что движению следует радикализироваться и преодолеть либерализм. Кроме того, оно не должно позволить системе отнять свою повестку и лозунги.
Феминизм как восстание старейшей колонии
Тема второй части сессии гласила «Феминизм – восстание первой колонии человечества; что лежит за его пределами». Рахила Гупта озвучила вопрос: «Какова роль и вклад феминизма в борьбу женщин в прошлом и настоящем? В чем причины препятствий, с которыми сталкивается сегодняшний феминизм? Как феминизм может занять антисистемную позицию?».
Положение женщин в Йемене
Доктор Анжила аль-Маамари из йеменского Центра стратегических исследований в поддержку женщин и детей сказала, что её страна расположена на границе с Саудовской Аравией, что делает Йемен геостратегически важным местом. Анжила поблагодарила всех женщин за то, что те нашли время и собрались на конференции, и рассказала, как трудно попасть в Йемен и выехать из страны. Женская революция будет продолжаться, подчеркнула она. Описывая ситуацию на родине, аль-Маамари сказала: «Йемен находится в состоянии войны уже восемь лет, поэтому ситуация с правами человека очень тяжелая. Война – угроза для 20 миллионов людей. У нас уже четыре миллиона беженцев, и большинство из них – дети и женщины. Проблема женоненавистничества существует давно; в Йемене трудно быть женщиной. Каждая пятая из нас вынуждена справляться с психологическими проблемами. Женщины давно ведут борьбу за возможность участвовать в политической и общественной жизни. Очевидно, что у них множество ограничений.
Половина 25-миллионного населения Йемена – женщины, но в парламенте всего одна женщина. В министерствах 30 представителей-мужчин и только одна женщина. ООН делает недостаточно для решения этой проблемы, хотя женщины принимают самое активное участие и вносят свой вклад. Женщины также недостаточно представлены на мирных конференциях, например, в Женеве. У этой системы отсутствует политическая воля для привлечения женщин на политическую арену. Помимо прочих проблем, им не разрешается выходить на улицы без сопровождения мужчин. Когда шло обсуждение политического решения в Стокгольме, там также не было женщин. Но женщины должны присутствовать при разработке законов, которые пишутся, чтобы помочь им. Нынешнее правительство было сформировано в апреле 2021 года. В нем нет ни одной женщины. Оно состоит из мужчин целиком. Чтобы скрыть этот факт, несколько женщин были назначены в комитеты. В отличие от революции 1962 года, когда большинство активистов были мужчинами, во время революции 2011 года женщины шли в первых рядах, и это серьезная перемена».
Аргентина: Ni Una Menos
Следующей за аль-Маамари выступила писательница и активистка Марта Диллон, представительница феминистского движения Ni Una Menos из Аргентины. Когда она взяла слово, в зале начали скандировать лозунг солидарности с движением «Ni una menos – vivas nos queremos!» (Больше ни одной смерти – мы хотим жить!) Диллон начала выступление, сказав, что привезла с собой теплоту и любовь женщин-борцов из Абья Яла, автономного региона Гуна в Панаме, где люди каждый день защищают свою землю от неолиберализма и капиталистической экспансии, сталкиваясь с террористическим насилием со стороны государства. Борьба идет везде, от Абья Ялы до Курдистана, и все революционные женские восстания против капиталистического патриархата взаимосвязаны, подчеркнула Диллон.
Организация Ni Una Menos была создана в 2015 году, когда активистки решили выйти на улицы, борясь против фемицида (насильственных преступлений в отношении женщин и женоубийств) и стремясь сделать патриархальное насилие, связанное с капитализмом и колониализмом, видимым. Только таким образом, убеждена делегатка, можно бороться с насилием в отношении женщин и его предельной формой, женоубийствами. Движение Ni Una Menos причисляет себя к традиции Матерей Пласа-де-Майо и всех женщин, которые вели борьбу во времена диктатуры в Аргентине. Таким образом, оно считает себя частью феминистской борьбы, которая выступает против государственного террора, так как власти несут свою часть ответственности за эксплуатацию и угнетение половины социума. Движение представляет собой объединение различных групп, которые выходят на улицы ради сохранения жизней и в память о женщинах, чьи жизни уже оборвались. Активистки хотят, чтобы общество осознало, что фемицид – всегда политическая проблема, которая затрагивает всех членов общества. После того, как движение стало заметным в Аргентине и многих других странах, которые подхватили его импульс, в 2016 году Ni Una Menos объявила политическую забастовку. Эта забастовка стала инструментом, позволяющим сделать эксплуатацию женщин, их труда, тел и заботы видимой. Она показала, как капиталистический патриархат лишает женщин времени их жизней. Марта Диллон сказала, что женщины отвоевывают для себя это время благодаря автономной феминистской организации, поддерживая друг друга. Международная женская конференция стала тому примером. Забастовка 2016 года помогла завязать новые связи, которые способствовали сегодняшнему мероприятию. Марта Диллон подвела итоги так: «Нам нужен феминизм, отличающийся от консервативного и либерального направлений женских движений. Женщины могут освободиться, только понимая капиталистическую суть патриархата. Патриархальное государство обязано дать свободу женщинам и колонизированным народам. Они имеют на это право».
Социология свободы и жинеология
Первой докладчицей в третьей части сессии под названием «Социология свободы и жинеология» стала Элиф Кая из Европейского центра жинеологии. Она рассказала о роли, которую эта наука будет играть в трансформации ценностей, опыта и знаний, порожденных женской революцией, и о том, как этот опыт и знания становятся частью культуры общества. «Интеллектуальный поиск, который исходит из альтернативной парадигмы, может сделать ценности женского сопротивления основой революции», – сказала Элиф. Она вспомнила Нагихан Аркасель, сотрудницу Центра жинеологии в Сулеймании, и её убийство. Элиф поприветствовала всех гостей из других стран и выразила поддержку политическим заключенным.
Она задала вопрос: «В чем разница между жинеологией и другими направлениями феминизма? Какой парадигмой мы руководствуемся?
Полностью научный подход не поможет дать ответ. Основой здесь является социология свободы. Революция сосредоточена на изменении социального, общественного. Каждая революция связана со стремлением достичь свободы. После этих революций могут возникать и более консервативные тенденции, как случилось в Иране. Эта революция не имела достаточных освободительных тенденций, и поэтому в итоге случилось убийство, оборвавшее жизнь Жины Амини. Социология берет свое начало в 18 веке, когда человечество попыталось понять суть общества после индустриализации, но эта наука приняла позитивистское направление. Такие науки не годятся для изучения и понимания социальных явлений. Метафизические аспекты были забыты. Социология свободы предлагает выход из этой ситуации и открывает нам горизонты целостности. Она восстанавливает связь между социологией и историей».
Элиф добавила, что в 2017 году в Рожаве началась научная работа по разъяснению идеологической основы революции: «Так работает жинеология. Например, в Рожаве публикуют книги. Позитивистская наука не позволяет женским знаниям идти в общество, но жинеология ставит эти знания в центр, подчеркивая роль женщин и их видимость. Жинеология отвергает патриархальную работу над знаниями. Лозунг «Женщины, жизнь, свобода» символизирует также связь между знаниями и жизнью женщин. Это знание о том, кто мы есть и куда мы хотим прийти, и оно ведет нас к практической деятельности. Наука должна разрабатывать решения существующих проблем. Жинеология – молодая наука, которая позволяет вынести на свет дня точку зрения женщин, помогает выразить их страсть и надежду. Концепция Xwebûn (быть самим собой) означает стремление противостоять отчуждению с помощью знаний.
Освобождение от оков патриархата
Далее выступила активистка и профессор философии Жюли Фальке из Франции, которая задала тон своего выступления так: «Что мы подразумеваем под освобождением людей от оков патриархата? Что означает освобождение от гендерных форм властных отношений, как мы определяем женщин и мужчин через преодоление гендера? Какой станет философия жизни, меняющая и преобразующая отношения в обществе?»
Жюли вспомнила Берту Касерес, Розу Люксембург и всех других революционерок, которые были убиты во время своей борьбы. Она рассказала и о себе, добавив, что имеет достаточно привилегированное положение, как белая женщина, родившаяся во Франции, стране, являющейся третьим экспортером оружия в мире: «Я пытаюсь бороться против колониализма, сексизма и капитализма на политической арене. Я считаю себя феминисткой <…> какой была Моника Витти и стараюсь больше не быть «женщиной», то есть избавиться от тяжести угнетения. Я жила в Абья Яла в Эквадоре в 1992-94 годах бок о бок с бывшими партизанами, когда ширилось движение сапатистов. Я также знакома с курдскими бойцами и участвовала в 1-м Сапатистском конгрессе <…>. Я активистка феминистского движения, но я очень заинтересована в научной методологии».
Фальке отметила, что среди присутствующих было множество как молодых и полных энтузиазма женщин, так и опытных бойцов, женщин разных рас: «Этим выделяется сегодняшняя конференция, если сравнивать её с прошлым, и этот факт говорит многое о знаниях, которых успело добиться женское движения. В этом заключается сила наших новых требований и устремлений. Борьба под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода» включает в себя изучение процесса общественного воспроизводства. Женщины, особенно мигрантки из южных стран, займут ключевые позиции в этой области».
* - террористическая организация, запрещена в РФ