Адвокат Экин Балташ отметила, что «на западе Турции преступники — в основном мужчины, а в Курдистане это преимущественно представители государства в форме.
В Амеде, Турция, с 12 по 14 ноября проходит 25-й конгресс приютов и центров солидарности для женщин. Более 300 женщин, от ученых до активисток, участвуют в мероприятии. Они обсуждают такие темы, как семья, сексуальное насилие, преступления против детей, а также доступность системы правосудия для женщин и детей.
Ключевой пункт повестки дня — особая военная политика Турции, которая усугубляет «насилие в форме» в Курдистане, допуская политику безнаказанности в отношении офицеров, совершающих насилие против женщин.
Анализируя эту политику, член ассоциации «Кадын Замани» («Женское время») и адвокат Экин Балташ подчеркнула важность единого сопротивления насилию в отношении курдских женщин.
Балташ объяснила, что у особой военной политики, проводимой в Курдистане, есть много измерений. «Пытки и тюремная практика, направленные, в частности, на женщин, наводят на мысль о том, что решать вопросы нужно только с мужчинами. Независимо от того, какому насилию и репрессиям подвергаются мужчины, всегда возникает вопрос о насилии, от которого особенно страдают женщины», — сказала она.
«Аресты 8 марта (в женский день) указывают на то, что не может быть и речи о решении женских проблем, — продолжила адвокат. — Мы видим, как мужчины, маленькие представители государства, остаются безнаказанными. Когда государственные чиновники сами насилуют и пытают женщин, даже доводят их до самоубийства, государство вознаграждает их безнаказанностью».
Балташ считает, что политика безнаказанности мужчин, совершающих насилие против женщин, — это «отражение сущности государства».
Она добавила, что «на западе Турции преступники — это в основном мужчины, а в Курдистане это преимущественно представители государства в форме [...] Государство говорит: «Мы считаем насилие в отношении женщин допустимым и будем продолжать его всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами. Люди, совершающие насилие, выполняют наши приказы. Мы не будем наказывать их».
Адвокат сказала, что борьба с «насилием в форме» еще не является единой. «У женского движения всегда есть общее мнение, но в Курдистане проходят репрессии и против самобытности курдов. А поскольку борьбу женщин за идентичность и за нацию могут посчитать противоречивой, нам трудно достучаться до Запада», — сказала она.
Однако Балташ объяснила, что эти проблемы пересекаются: «Нас угнетают не просто потому, что мы женщины, или просто потому, что мы курдянки. Нас угнетают как за то, что мы курдянки, так и за то, что мы женщины. Важно подчеркнуть, что это и женская, и национальная борьба».
Балташ отметила, что на западе страны есть определенные слои населения, сочувствующие борьбе женщин в Курдистане, но необходимо еще и единое сопротивление. Она сказала: «Очень быстро мы организовались из-за дела Гарибе Гезер*, и мы взяли эту проблему под контроль. Но мы не должны упускать то, что нам нужен общий голос. Необходимо представить другую модель или организацию. Когда речь заходит о вопросах, специфичных для Запада, необходимо указать на другой путь Курдистана. Поскольку мы сейчас не ведем так борьбу, насилие в отношении женщин рассматривается как чисто сексуальное. Чтобы поддержать борьбу в Курдистане, нам нужно объединиться и включить это в повестку дня. Мы считаем, что решение заключается в укреплении женского движения. Мы сможем противостоять этому насилию, если наши голоса будут звучать достаточно громко».
* Гарибе Гезер — курдянка, погибшая в тюрьме в Коджаэли (запад Турции) после того, как она неоднократно сообщала о физическом и сексуальном насилии со стороны тюремных охранников.