В Южном Курдистане растет число женоубийств и преступлений, связанных с насилием над женщинами. Представительница ОСЖК Гулизар Эвин убеждена, что реальные масштабы проблемы скрываются. Она говорит: «Тот факт, что большинство убийц являются членами ДПК, ведет к оправданию виновных».
Уровень насилия в отношении женщин растет во всем мире, и смерти, вызванные этим явлением, называют фемицидом (женоубийствами). Одно из мест, где проблема наиболее распространена, – южный Курдистан, регион, расположенный на севере Ирака. Текущая политика правительства ДПК (Демократической партии Курдистана) не предотвращает подобное насилие, и в результате этой политики в регионе действуют традиционные нормы племен, известных своей патриархальной структурой, а не правовые нормы.
Уровень насилия в отношении женщин в этом регионе вырос на 33% в период с 2016 по 2023 год. Согласно официальным данным, тысячи женщин подверглись насилию в 2022 году. Точное число инцидентов неизвестно из-за того, что власти не регистрируют случаи насилия, но в прессе сообщалось о 75 женоубийствах. За первые 9 месяцев 2023 года было зарегистрировано 64 убийства такого рода. Случаи смертей женщин при подозрительных обстоятельствах фиксируются, как «самоубийство»; кроме того, смерти женщин, доведенных до суицида, не расследуются.
Гулизар Эвин, активистка Организации свободолюбивых женщин Курдистана (ОСЖК), рассказала новостному агентству MA о причинах фемицида в Курдистане и роли правительства ДПК в распространении этого чудовищного явления.
За первые 9 месяцев 2023 года убиты 64 женщины
Заявив, что проблема насилия и массовых убийств женщин в регионе ухудшается с каждым годом, Эвин сказала: «Южный Курдистан – одно из мест на Ближнем Востоке, где женщин убивают чаще всего. Причина роста частоты таких преступлений заключается во взглядах общества и политике правительства. Сегодня женщин убивают под предлогом «чести», и эта ситуация выглядит легитимной в глазах власть предержащих. Система прокладывает путь к таким убийствам. В 2022 году было убито 75 женщин. В 2023 году, по нашим данным, за 9 месяцев различными способами были убиты 64 женщины. Сотни местных жительниц подверглись насилию со стороны самых близких им людей – отца, брата, мужчины, с которым они встречались, или мужа. Здесь женщины подвергаются насилию не только дома, но и на улицах своих городов. Поэтому местным женским организациям необходимо проводить серьезную совместную работу. Если мы не будем действовать сообща на ниве этой борьбы, каждый день здесь будет исчезать или гибнуть очередная женщина».
У женщин нет доверия официальным учреждениям
Отметив, что за причинами этого насилия стоит политика правительства, Эвин добавила: «Политика ДПК в отношении женщин открывает путь к фемициду как в семьях жертв, так и в патриархальных племенах. Даже правозащитные учреждения, у которых есть отделения во многих городах, действуют в соответствии с менталитетом, навязанным обществу. Поэтому женщины не могут обращаться в эти учреждения. Сами учреждения не делают для решения их проблем ровным счетом ничего. Женщины не доверяют официальным структурам, и поэтому их попросту тихо убивают».
«Большинство преступников – члены ДПК»
Судебная система также действует в рамках менталитета мужского доминирования, говорит Эвин: «Большинство убийц женщин – члены правящей партии, и это приводит к тому, что судебные органы оправдывают виновных. Эти мужчины понимают, что пользуются защитой. Именно поэтому суды не в силах действовать независимо. Судебная власть функционирует под сенью мужского менталитета. Суды узаконивают такие преступления, как убийства «в защиту чести». По этой причине женские организации и правозащитные учреждения практически не изучают эту сложную проблему и не подходят к ней с должной смелостью. Отсутствие этой смелости становится одной из причин гибели женщин».
Критикуя суды региона, Эвин подчеркнула: «Местная судебная система работает так же, как и турецкие суды. Здесь нет сложившейся системы судебного преследования убийц женщин. Даже если мужчины приговорены, когда есть конкретные доказательства их виновности, их освобождают через несколько месяцев, как будто они ничего не сделали. Судебные органы исполняют решения местных племен. Они могут принять решение о казни человека, совершившего незначительное преступление, но отпускают убийц женщин».
«Правительство скрывает реальное число преступлений»
Заявив, что правительство скрывает число женоубийств и не обнародует эту информацию, Эвин сказала: «Самое печальное, что общество и правозащитные организации тоже хранят молчание по поводу данной проблемы. Эти массовые убийства невозможно остановить, если говорить о них шепотом. Мы имеем дело с правительством, которое скрывает реальное количество преступлений, совершенных по признаку пола, и делится ложными данными. Вот почему нам необходимо организовываться. За этим традиционалистским менталитетом стоят государство, нынешнее правительство и ригидная судебная система. Поэтому решение проблемы насилия над женщинами и фемицида лежит в поле нашей организованной борьбы».