Сахар Баяр: курды – решающий фактор
Социолог Сахар Акчинар Баяр считает курдское движение «крайне значимым решающим фактором» для политической арены Турции.
Социолог Сахар Акчинар Баяр считает курдское движение «крайне значимым решающим фактором» для политической арены Турции.
Социолог Сахар Акчынар Баяр заявила, что, несмотря на все процессуальное и политическое давление, курды отстояли себя как политический актор и смогут найти выход, невзирая на растущее давление и угнетение.
Турция способствует социальной, политической и культурной деградации Курдистана, систематически проводя на его территории политику нечистоплотной войны.
Социолог Баяр побеседовала ANF о том, как эта ситуация повлияла на курдское общество и как курды сохранили способность отстаивать себя в этих обстоятельствах.
Баяр говорит, что любые политические, общественные и культурные начинания людей подвергаются нападкам и давлению со стороны правительства.
Систематический характер репрессий
Социолог раскрывает подоплеку нынешней ситуации в стране: «Вооруженные конфликты, политические репрессии и негативные изменения в социуме – все это часть общего процесса. На деле, мы видим, что они сознательно пытаются поставить общество Курдистана на колени. Курдский регион населен очень активным и политически сознательным народом. Для правительств сломить его самосознание – крайне важная задача. Потому, что способность интерпретировать собственную историю позволяет людям сделать первый шаг к социальным реформам. Поэтому правительства иногда противостоят этим изменениям общества с помощью вооруженных сил и других инструментов, стремясь подавить сознание народа».
Ситуация была напряженной и до 2015 года
Баяр рассказывает: «Мы видим, какая политика была взята на вооружение турецкими властями, особенно в отношении молодежи, детей и женщин. Потому, что это самые активные страты курдской общины. В 2008-2009 годах, например, мы столкнулись с темой «Дети, бросающие камни». Эти несовершеннолетние были приговорены к 25 годам лишения свободы за камни, брошенные в любой танк или в направлении полицейского. Когда они осматривали ладони детей, идущих по улице, и считали, что кто-то из них держал в руке камень, их сразу же арестовывали. Мы вполне можем ждать от них подобного наступления на права женщин, детей и молодежи, и у нас есть основания утверждать, что процесс социального вырождения начался не в 2015 году. Социальное разложение, политическое и военное давление ударили по обществу одновременно».
Организации и уличные мероприятия
Заявив, что меры, которыми пользуются власти страны для запугивания, имеют общую подоплеку, но иногда некоторые из них применяются активнее, Баяр сказала: «Раньше политиков бросали в тюрьмы, а прочие испытали на себе угрозы судом. Курдскую политическую арену, на которой действуют гражданское общество, представители бюрократических кругов и политические организации, питают улицы и низовой актив. Планы этих организаций нельзя рассматривать отдельно от низовых событий. Эти организации влияют на события, происходящие на городских улицах, а улица питает организации. В результате власти давят на активное общество. Также очень важно понимать, как каждый курд будет защищаться от подобного давления. Например, я считаю, что недавние требования о правах использования родного языка и связанные с этим инициативы, а также индивидуальное обучение имеют большое значение. Я думаю, что петиции родителей школьников с просьбами разрешить их детям посещать факультативные курсы курдского языка имеют большое значение».
Курдам нужно найти выход
Подчеркнув, что, несмотря на все судебные преследования и политические ограничения, курды должны попытаться сохранить себя и свой статус действующего политического актора, Баяр сказала: «Так, инициатива «Уважение и справедливость к умершим» в последнее время все больше и больше стремится к институционализации, потому что мы все еще остаемся культурой, которая не может справиться с проблемами захоронений из-за нынешних политических обстоятельств. Следовательно, несмотря на ряд имеющихся судебных барьеров курды, несомненно, могут создавать себе условия для существования. Даже в этом политическом климате наш народ хорошо умеет следить за текущими событиями и дает им оценку. И я верю, что курды найдут выход из этого хаоса независимо от уровня сегодняшней тирании. Мы можем быть в этом уверенность, стоит только заглянуть на страницы истории. Хороший современный пример нам дает сегодняшнее сопротивление заключенных турецких тюрем и участников праздника Науроз».
Курды влияют на политику Турции
Подчеркнув, что курды всегда были народом, способным быстро реагировать на обстоятельства, и политическим субъектом, определяющим обстановку в Турции, Баяр сказала: «Отсутствие курдов в рядах оппозиционных партий говорит о силе курдов. Курды стали мощной силой в регионе. Выборы в Турции – хороший тому пример. Курды больше не инструмент для политических игр. Даже когда суд, служба безопасности и избирательная система используются в качестве марионеток, курды занимают позицию, которая влияет на политику страны. Потому я не понимаю людей, которые спрашивают: «Почему их нет?», когда речь идет об отсутствии основного курдского политического движения за столами оппозиционных партий. Потому, что учитывая реалии турецкой политики, это ожидаемо».
Курдский вопрос – международная проблема
Напомнив, что курды избирали независимых депутатов даже в самые трудные времена, Баяр добавила: «Мы обсуждаем курдское движение, которое быстро урбанизируется, становится публичным, институционализируется и расширяет сферу своего влияния. Курдский вопрос больше не внутриполитическая проблема Турции. Он стал проблемой, которая затрагивает четыре стороны и вышла на международный уровень. В итоге курду, который действует, влияя на международную динамику, трудно оставаться незатронутым турецкой политикой в своем собственном дворе и не испытывать влияния политической атмосферы. Как основное курдское политическое движение, мы должны переосмыслить наши прошлые методы, определиться с приоритетами и задать себе такой вопрос: как мы можем выйти из этой ситуации?»