Лолита Чавес: женщины должны вместе бороться с насилием
Община, жизнь, мать-природа, плодородие, защита земли — эти слова и яркая одежда напоминают о матриархальном укладе жизни. Что ж, нашему народу тысячи лет…
Община, жизнь, мать-природа, плодородие, защита земли — эти слова и яркая одежда напоминают о матриархальном укладе жизни. Что ж, нашему народу тысячи лет…
Аура Лолита Чавес Икскакич — член Совета народа киче (СНК), движения народов и общин против патриархата, империализма, колониализма, неолиберализма, эксплуатации природных богатств. Организация была создана в 2007 году для борьбы с последствиями Соглашения о свободной торговле между Центральной Америкой и США.
Она возглавляет борьбу за защиту природных ресурсов и уже пять лет живет в стране Басков, поскольку в своей стране Лолита сталкивалась с угрозами.
- Община, жизнь, мать-природа, плодородие, защита земли — эти слова и ваша яркая одежда напоминают о матриархальном укладе жизни. Расскажите о жизни народа киче. С какими угрозами вы сталкивались?
- Что ж, нашему народу тысячи лет. У нас есть свой календарь — календарь майя. Мыоберегаем наш общественный строй больше пяти тысяч лет. Он основан на миропонимании народа киче. Мы живем общинами на своей земле. Мы заботимся о ней, как о себе, потому что мы — это земля, вода, воздух и огонь. Это священные узы. Именно поэтому мы сражаемся против империализма, патриархата и эксплуатации природы. Мы защищаем жизнь и землю ценой наших жизней.
Вас привлекали к уголовной ответственности, вам угрожали смертью, на вас нападали. Вы вынуждены были покинуть свою страну, потому что защищали землю своего народа от эксплуатации государственных компаний. Не возникали ли у вас мысли отказаться от борьбы?
Гватемала — расистское государство. На меня нападали. Меня преследовали по закону. Государство посредством полиции объявило, что я террористка. Но я не нарушала закон. Мы защищаем свою землю.
Когда я уехала из страны, они думали, что заставят меня замолчать. Они запугивали меня, покушаясь на мою жизнь, но мне удалось спастись и продолжить бороться.
- Что придает вам силы? Как вы добились того, что народ услышал ваш голос?
- Все, что связано с борьбой. Вот почему я поддерживаю курдское женское движение.Благодаря жинеологии оно дает нам силу, потому что мы не чувствуем себя одинокими. В других странах идет борьба. Многие выступают против этих кампаний смерти. Многие из них появились в Европе. Я приехала сюда, чтобы разоблачать их преступления. Отсюда эти кампании начинают путь вторжения.
Кроме того, они используют оружие, вот почему мы осуждаем войны. Мой народ подвергся геноциду. Нас пытались уничтожить. Они устраивали взрывы, разрушали землю, похищали людей и совершали систематические изнасилования. Мы выступили против этого. Сопротивление моего народа придает мне сил, потому что мой народ продолжает сражаться, даже несмотря на то, что я уехала.
- Как бороться с системой, которая не признает существования народов и занимается грабежом?
- Процесс нашего независимого самоопределения основан на системе советов. Они работают с детьми, женщинами, стариками и т.д. Поэтому я знаю, что не одинока, что мой народ все еще сражается, как и другие страны.
Мы знаем, что собираемся освободить нашу землю. Наш долг — освободить страну от компаний, уничтожающих природное разнообразие. Мы не одни в этом мире: вокруг нас растения, животные и горы. Энергия природы помогает нам, а мы помогаем ей. Мы не одиноки.
Один из наших путей — это Ütz’ilaj Kaslemal, Buen Vivir («Хорошая жизнь»), альтернатива ложному развитию. Он основан на самой жизни. Мы уважаем природу и берем от нее только необходимое. Ни накопления, ни эксплуатации природных ресурсов, авозвращение к земле. Это значит возделывать почву для взращивания пищи, заботиться о лекарственных растениях. Живая природа и горы исцеляют нас. Это тоже наш путь: здоровая жизнь на своей земле. Итак, наши пути — «хорошая жизнь», «здоровье на своей земле», «пища для жизни», или продовольственный суверенитет, и «борьба с насилием». Если мы освободимся от насилия, то избавим от жестокости и нашу землю. И это общественная работа не только для женщин, но и для мужчин и всего общества. Нам нужно объединиться, чтобы бороться с насилием.
- Каковы ваши методы борьбы с системой угнетения коренных народов?
- Мы говорим феминистскому и экологическому движению: многие компании, которые больше всего влияют на изменение климата и глобальное потепление, расположены в Европе. Отсюда они начинают свой путь в наши страны. Вот почему мы просим эти движения бороться здесь против этих компаний.
В моей стране есть испанские, французские, итальянские, немецкие компании… Кроме того, Всемирный банк поощряет проекты по монокультурному хозяйству. Мы хотим, чтобы этот институт осудили здесь, в Европе, чтобы его подвергли санкциям. Если это произойдет здесь, то мы сможем жить на своей родине. Руки этих компаний запятнаны кровью, а мы гибнем на своей земле. Если человечество борется с глобальным потеплением, то нельзя позволять капиталистам уничтожать нас, борцов за природу. Мы продолжаем бороться, но нужно помешать здесь этим компаниям. И это могут сделать феминистские движения.
- Кстати, вы призываете к революции внутри феминистского движения. Себя вы называете социальными феминистками. Вы хотите сказать, что у феминисток есть проблемы в плане решения общественных проблем?
- Феминизм должен решать много проблем. У него есть разные течения. Я представительница социального низового феминизма, основанного на движениях угнетенных групп. Так возникает феминизм, который борется не только против патриархата, но и против расизма, колониализма и неолиберализма.
Важно донести всем, что мы должны объединить борьбу с патриархатом с сопротивлением колониализму. Это касается не только Абья Ялы (мы не называем эту землю Америкой). Так и Европа может освободиться. Это касается и других частей света.Мы можем объединить течения феминизма, и эти движения смогут добиться освобождения. Больше феминизма — больше свободы.
Мы очень критикуем феминизм элит — тех, кто отстаивает превосходство одних людей над другими. Они хотят господствовать над нами и «опекать» нас. Эти феминистки говорят за нас. Но вы хотим выражать сами свои чувства и желания. У нас есть свои планы. «Интеллектуалки» проникаются феминизмом и создают абсолютные истины, идеи, подходы, темы... Мы говорим, что феминизм должен опираться на движения. «Интеллектуалки» и академические феминистки исключают нас и этим наносят вред.
Феминизм не возникает за письменным столом. Он не опирается на книги. Они должны спуститься с небес на землю, уважать то, что мы делаем, и знать нас.
Есть феминизм белых. Мы так называем его не только из-за цвета кожи его сторонниц, но и потому, что последовательницы верят в превосходство белых.
Мы говорим, что многочисленные и разнообразные организации должны объединяться на основе равенства. Это не должен быть «союз» интеллектуалок, которые считают себя лучше других, и нас, к которым они относятся как к свидетельницам несправедливости. Мы мудры. Белые феминистки должны учиться у нас. Они тоже должны строить низовую организацию. Они не должны быть капиталистками и сторонницами неолиберализма или же быть заодно с правительствами, которые разжигают войну.
Мы находим это в жинеологии, в пути «хорошей жизни», в сестрах мапуче и других движениях коренных народов. Мы становимся частью курдского женского движения, когда следуем принципу «Женщина, жизнь, свобода». Когда мы скандируем этот лозунг, мы подразумеваем и другие страны. Когда мы в Абья Яле говорим «Jallalla», мы вспоминаем и о курдских сестрах.
- Против курдских партизан, сражающихся за свободу, применяют химическое оружие. Жертвами этих атак стали многие партизанки. Что вы думаете об этом государственном насилии?
- Мы от всего сердца хотим, чтобы курды и их женское движение не чувствовали себя одинокими. Мы повсюду осуждаем применение химического оружия в Курдистане.
Нам не нужна война в Абья Яле или Курдистане, но мы уважаем право на самооборону. На этом примере учится все человечество. Движение курдских женщин — это глоток свежего воздуха для всех феминисток. Они могут учиться у курдянок, а также у представительниц коренных народов, которые защищают земли в Абья Яле.
Мы присоединяемся к кампании против войны и химического оружия в Курдистане. Мы хотим, чтобы освободилась мудрость этого народа, чтобы наши курдские сестры добились свободы и справедливости.
Мы требуем справедливости. И все должны присоединиться к этому призыву. Если не будет свободен Курдистан, то не будет свободен ни один народ.
Я знаю, каково это — подвергаться преследованиям. Я не могу поехать в свою страну, потому что государство и армия хотят посадить меня в тюрьму и подвергнуть пыткам. Вот почему я поддерживаю борьбу курдов.
- Что дала вам эта конференция?
- Я узнала больше о женском движении Курдистана, а также о положении индийских женщин и о женском труде в США. Кроме того, я увидела, как в Китае при капитализме эксплуатируют женский труд. Я смогла больше узнать о борьбе сестер из Сахары. Самое прекрасное, что приехали люди не только из Европы, но и с Абья Ялы и других частей света.
На этой второй конференции мне очень понравилось, что мы пришли к общим требованиям. Благодаря призыву к другим народам курдского женского движения мы узнали об их борьбе. Например, китаянки борются не только против мужчин-сексистов, но и против системы рабского труда. Об их положении знают не все.
Мне нравится, что женщины из разных стран откликнулись на призыв курдянок.
Спасибо вам за труд и хорошую организацию. Сил вам. Maltyox chawe — это значит «очень благодарю вас» на моем языке. Libres seremos y venceremos! («Мы будем свободны и победим!»)