Филиз из Курдистана — история цветов свободы
Гюлан привлекла внимание всех товарищей и соратников своей серьезностью, стойкостью и самодисциплиной.
Гюлан привлекла внимание всех товарищей и соратников своей серьезностью, стойкостью и самодисциплиной.
Семья Ерликая из племени хайдери потеряла многих своих родственников в районе Адилджеваз в Битлисе, одном из древних районов Курдистана, который был колыбелью многих цивилизаций, вероисповеданий и конфессий. Эти трагические события произошли из-за кровной мести, которая длилась долгие годы. Когда отец Филиз, Хасан Ерликая, понял, что кровная месть может коснуться и его семьи, ему пришлось покинуть родину и эмигрировать в Адану вместе со своей женой Зарифе и тремя детьми в начале 1970 года. Так он надеялся вырваться из кровавого замкнутого круга. У Ерликая не было ничего, и они работали, не покладая рук, чтобы выжить, и заботились о своих детях. Отец и мать стали чернорабочими в Чукурова.
В мае 1971 года Зарифе родила четвертого ребенка в их новом доме в Беркёе. Девочка стала напоминанием о надежде, которую необходимо хранить. Новорожденная принесла весну в бедный дом семьи. Тогда Зарифе сказала: «Мы взрастили семена надежды, когда видели вокруг нас лишь угнетение. Теперь надежда дала первые побеги. Мы назовем её Филиз, и она подарит нам радость и силу».
В 1974 году семья снова отправилась в путь, на этот раз в Чалдыран в провинции Ван, к подножию вулкана Тендурек. Когда Филиз исполнилось шесть лет, девочка и ее семья пережили новую катастрофу. В 1977 году в Ване произошло страшное землетрясение, и семья Ерликая, уже пережившая горе, когда им пришлось оставить родину, отправилась в район Тузлучайыр в Анкаре. Тузлучайыр был населен в основном бедными курдами и алевитами. Филиз росла в окружении не только курдской культуры; девочка видела всё многообразие жизни других народов региона. В том же году она поступила в начальную школу Йылдыз Солфасол.
Годы борьбы и тюремное заключение
Пережив трудное детство, будущая героиня росла с ненавистью к угнетателям курдов. Её путь пролегал от университета до партии и деятельности в рядах Союза курдской молодежи (YCK). Она постоянно жила в бегах. Вскоре девушка решила, что время пришло и теперь она продолжит свою борьбу в горах. В апреле 1992 года она отправилась к партизанам вместе с девятью товарищами.
За свою жизнь Филиз пережила множество трудностей вместе со своей семьей, и теперь её ждали новые испытания. Но на этот раз ей пришлось преодолевать их не с семьей, а бок о бок с товарищами и соратниками. Во время долгого пути к партизанам молодые курды попали в засаду турецких солдат на границе Догубаязита и оказались в плену. После нескольких дней жестоких пыток они были брошены за решетку. За время своего заключения Филизпобывала в тюрьмах Догубаязита, Эрзурума, Невшехира и Кайсери, и была освобождена в декабре 1992 года. Проработав некоторое время в Анкаре, она снова отправилась в путь, чтобы воплотить в жизнь свою мечту – стать партизанкой.
В апреле она покинула Анкару и отправилась в Стамбул, откуда уехала в Серхат. Пробыв несколько месяцев в районе Тендурека, она сумела добраться до Дамаска и мест, где действовало освободительное движение, в компании четырех товарищей. С этого момента ее жизнь обрела новое измерение. Сначала она взяла позывной Беритан, в честь Гюльназ Караташ, которая бросилась со скалы в Южном Курдистане, чтобы не сдаваться предателям, а затем стала называть себя Гюлан. Так Филиз, выросшая в Адане, стала Гюлан.
Встреча с Абдуллой Оджаланом
Гюлан привлекла внимание всех товарищей и соратников своей серьезностью, стойкостью и самодисциплиной. Она училась и работала допоздна, спорила со своими товарищами, отстаивая свои выводы, которые считала правильными, и искала возможности учиться всему, что было необходимо партизану. Этим упорством она привлекла внимание курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. Гюлан проанализировала ситуацию в Битлисе и традицию шейхов в регионе. Комментируя историческое влияние ислама в Битлисе, Оджалан задавал ей вопросы о религии. Когда Гюлан сказала, что читала Коран, курдский мыслитель спросил ее: «Вы действительно читали его?». Гюлан ответила: «Да, я перечитала его семь раз». Абдулла Оджалан внимательно наблюдал за уверенным поведением Гюлан. Она была хорошим слушателем – исследуя анализ, который предлагал Оджалан, она проверяла его выводы и применяла эти знания на практике.
Время действовать пришло
После завершения обучения Гюлан пожелала отправиться в Гарзан, куда и поехала со своими братьями и сестрами по оружию 11 апреля. Она стала бойцом партизанских отрядов в районе Амеда; участвовала в боях в Гарзане, Северном Курдистане, в горах Кандиля и Запе в Южном Курдистане. Когда Абдулла Оджалан был пленен в 1999 году в результате международного заговора, партизанка отправилась в Турцию, чтобы совершить акцию самопожертвования, но вернулась после того, как курдский народный лидер призвал защитников Курдистана прекратить самосожжения.
Когда на общем съезде было принято решение придать курдской боевой группе организационные рамки, назвав её Спецназ, Гюлан и ее товарищи предложили присоединиться к работе этой структуры. Гюлан получила должность командира. На тот момент она была одной из руководительниц ПСЖ, Партии свободных женщин (сегодня эта организация носит название Партия свободных женщин Курдистана – ПСЖК).
Мнение Филиз о женской освободительной борьбе
На четвертом съезде ПСЖ Гюлан высказалась так: «Сразу же после пленения нашего народного лидера мы задались вопросами: «Кем мы будем теперь, что нам делать и как быть после того, как наш лидер был захвачен?». Постепенно мы увидели наш будущий путь благодаря тезисам, которые предложил нам Оджалан. Он говорил так: «В эпоху неолита женщина была богиней благодаря своим знаниям. Знание – это добродетель, которая велит действовать. Если действие – добродетель, то, совершая его, женщина становилась человеком и богиней. Если мы теряем человечность, то всё человечество будет потеряно. Единственный путь вернуть людям человечность состоит в том, чтобы признать женщину человеком в общей семье человечества, и эту задачу можно решить благодаря освободительной борьбе. Собираясь на наших общих съездах, мы должны ответить на вопрос, как именно человечество придет к своей победе в ходе этой борьбы». В своих защитных речах Оджаланпредставил конкретные перспективы и обрисовал стратегию, который может указать нам направление действий на века вперед. Мы же должны конкретизировать эту стратегию».
Организация должна вести работу, следуя пути героини Зилан
Гюлан была убеждена, что организация Спецназ должна работать, учитывая опыт героини Зилан. Она прокомментировала перспективы женской борьбы так: «Когда женщины участвовали в работе отрядов специального назначения, мы наблюдали серьезные организационные недостатки. Было много причин, которые мешали нам участвовать в общем деле, принимая во внимание тот факт, что боевые задачи ложились на плечи женщин. Были сложности и с тем, чтобы обеспечить меру нашего участия, когда мы смогли бы проявить компетентность. Это неизбежно сказывалось на работе. Пройдя через реорганизационные мероприятия, создав свой штаб, мы добились единства. Женщины, служащие в спецподразделениях, увидели, какие возможности дает им это единство. После четвертого съезда мы смогли предложить нашим соратницам новые стратегии борьбы. Благодаря более активному участию в общем деле женщины стали принимать собственные решения в спецподразделениях, после чего их позиции упрочились».
*Гюлан (Филиз Ерликая) погибла 7 июня 2002 года в результате вероломного заговора.