Турция

Субботние матери поминают зверски убитых адвоката и врача

Темой сегодняшнего митинга Субботних матерей против «исчезновения» людей, находящихся под стражей, стала судьба адвоката Метина Кана и врача Хасана Кая. Оба были убиты контрпартизанами 27 лет назад.

В 781-й раз Субботние Матери в Стамбуле вышли на улицы, чтобы продемонстрировать протест против государственной практики убийства людей, находящихся под стражей, и исчезновения их тел. Власти запретили проводить митинг на его традиционном месте – площади Галатасарай в пешеходной зоне Стамбула на проспекте Истикляль. Вместо этого Субботние матери снова собрались на маленькой боковой улочке перед зданием отделения Ассоциации по правам человека (АПЧ). Пикет был поддержан депутатом парламента от НРП (Народно-республиканской партии) Сезгином Танрикулу и многочисленными правозащитниками.

Темой сегодняшнего митинга стало убийство адвоката Метина Кана и врача Хасана Кая. Оба мужчины принимали участие в работе АПЧ в провинции Элазиг.

История событий

21 февраля 1993 года, в воскресенье, Метин Кан получил телефонный звонок. «Ваш клиент арестован», – сказал голос на другом конце провода. Кан тут же сел в свою машину, подобрал своего друга Хасана Кая и уехал. Шесть дней спустя оба мужчины были мертвы. Их тела были найдены детьми, игравшими под мостом Динар в Элазиге, примерно в двух километрах от ближайшего турецкого военного полицейского участка. Метин Кан и Хасан Кая были буквально замучены перед тем, как были казнены выстрелами в голову.

Вскрытие трупов показало, что они были убиты только через пять дней после похищения. У Кая был выбит глаз и раздроблен череп, а лицо Кана, помимо всего прочего, пострадало от ударов. Его руки были связаны за спиной медной проволокой.

Похищение и убийство последовали по хорошо известной схеме нападений контрпартизанских эскадронов смерти ЖБТ (Жандармерии по борьбе с терроризмом), неофициальной секретной службы турецкой военной полиции (жандармерии), существование которой турецкое государство отрицало в течение многих лет и которая несет ответственность, по меньшей мере, за четыре пятых всех нераскрытых убийств в Северном Курдистане. Позже свидетели показали, что видели Метина Кана и Хасана Кая в сопровождении полицейских в штатском. Один из членов совета директоров АПЧ смог опознать одного из них: это был член ЖБТ Айхан Озтюрк. Родственники погибших подали иск в суд в Турции после смерти Кана и Кайи, но уголовное дело не было возбуждено. Затем семьи обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который принял решение, осуждающее Турцию.