Как партизанка спаслась от принудительного брака и ИГИЛ

Зилан родом из феодальной семьи из Восточного Курдистана, в которой преобладает патриархальный уклад. Отец заставил Зилан вступить в брак, а дядя вынудил ее присоединиться к ИГИЛ. Опыт сопротивления вывел ее из лабиринта насилия и привел в ряды партизан.

Гражданская жизнь партизанского бойца Зилан Дживанро была отмечена патриархальным господством и деградацией. Она родилась в Дживанро (Джаванруд), городе с населением около 60 000 человек, который находится в провинции Керманшах в Восточном Курдистане. Родившись в феодальной семье, в которой преобладают патриархальный уклад и традиционное понимание роли женщины в семье, она подверглась насилию, притеснениям и дискриминации.

Когда Зилан Дживанро и двое ее двоюродных сестер были вынуждены вступить в брак против их воли, они решили выбраться из спирали насилия. Первым выходом из тени строгого иерархического семейного порядка было бегство к родственникам. Она вспоминает те времена: «Женщины в нашей семье не имели права голоса. Нас презирали, считали покорными. Господствовал порядок мужского доминирования. Эта ситуация имела все более негативные последствия для меня, моей матери и сестер. Положение моих двоюродных братьев было таким же безнадежным. Когда мы втроем были вынуждены вступить в брак против нашей воли, мы начали искать выход».

Дядя Зилан Дживанро по материнской линии, который должен был предоставить убежище трем женщинам, обращающимся за помощью, воспользовался их ситуацией. «Из чистого эгоизма», — говорит она. Он убедил их присоединиться к ИГИЛ*. Позже выяснилось, что он делал это «за деньги».

«Мы понятия не имели, что такое ИГИЛ, какова его идеология, что оно делает. Мы знали об ИГИЛ только из историй моего дяди, который рассказывал нам об этой организации как о своего рода освободительном движении. Я была даже рада, потому что думала, что дядя помогает мне ради нашего народа. В конце концов, я хотела освободить себя от семейного притеснения, избиений и того, как с нами, женщинами, обращались. Поэтому я приняла его предложение. В тот момент я не осознавала, что мой собственный дядя планирует отправить свою племянницу на гибель. Много молодых людей из наших родственников заманили в ИГИЛ в то время. Но мне посчастливилось познакомиться с курдским освободительным движением в нужный момент», — вспоминает Зилан Дживанро.

Центр салафизма в Иране: Джаванруд

Джихадизм, особенно салафизм, широко распространен в Иране, в основном в некоторых суннитских курдских регионах. Наиболее активные последователи ультраконсервативного течения ислама проживают в Джаванруде. Первые следы салафизма в Иране относятся ко времени, предшествующему революции 1979 года. С появлением ИГИЛ в соседнем Ираке, салафизм приобрел популярность в восточном Курдистане. Активных последователей в основном можно найти в иранской провинции Систан и Белуджистан, а также в крупных городах, в которых преобладают шииты, таких как Тегеран и Исфахан.

Джаванруд расположен недалеко от иракско-иранской границы. Оставшиеся в живых после нападений американских войск на курдскую исламистскую группировку «Ансар аль-Ислам» сбежали туда во время вторжения США в 2003 году. Вместе с джихадистами из восточного Курдистана они основали группу «Катаиб Кайд» в Джаванруде, которая первоначально была направлена ​​на борьбу с автономным правительством южного Курдистана в Хевлере (Эрбиль). Тегеран проводит избирательную политику в отношении курдских исламистских групп. Режим даже поддержал вербовку молодых курдов, которых отправили в Афганистан или Ирак. Однако члены «Катаиб Кайд», которые направляют свою деятельность против иранского руководства, преследуются, заключаются в тюрьму и даже подвергаются казням.

В семье Зилан Дживанро есть много связей с курдским освободительным движением, а также с ИГИЛ и другими радикальными исламистскими или салафитскими ополченцами.

«Это явление можно наблюдать почти в каждой семье в городе. Джаванруд отвечает идеальным условиям с точки зрения режима для проведения этноцида в Курдистане. Район имеет пеструю религиозную картинку. Хотя здесь доминируют салафисты, существует также большое количество других джихадистов. Они оправдывают насилие с точки зрения ислама, что противоречит исламским нормам. Например, две моих двоюродных сестры отправились к ИГИЛ и взорвали себя в Кобани. Они сделали это, пока Кобани боролся за свою свободу. Но взрывы смертников были направлены против борьбы за свободу. ИГИЛ не имеет отношения к исламу. Он не имеет ничего общего с истинным исламом. Но этим молодым людям, очевидно, были промыты мозги. Многие члены семьи Дживанро не знали об этой ситуации. Они думали, что их дети были с партизанами, однако они являлись террористами-смертниками из ИГИЛ», — говорит Зилан Дживанро.

Ключевой опыт: смерть бойца HPJ

В августе 2015 года в окрестностях Джаванруда войска иранского режима вместе с военизированной «Революционной гвардией» (Пасдаран) и ополченцами из «Катаиб-Кайда» провели операцию с воздушной поддержкой, направленную против смешанного подразделения из участников четырех партизанских организаций восточного Курдистана YRK (Yekîneyên Parastina Rojhilatê Kurdistan) и женских партизанских отрядов HPJ (Hêzên Parastina Jinan ñn Rojhilatê Kurdistan). Во время четырехдневных столкновений партизан Зилан Габар (Зилан Сердешт), приехавшая из Сардашта, погибла.

«Зилан Габар был убита наемниками, продавшими свою душу. В ходе операции она убила нескольких гвардейцев, в том числе и одного командира. Она была самоотверженной, оказывала большое сопротивление и была серьезно ранена. Через некоторое время она умерла. Известие о ее смерти распространилось, как лесной пожар в Джаванруде. Мы были глубоко впечатлены тем, чего Зилан достигла в те дни — как женщина, которая была отделена от своей группы во время боевых действий. Это дало нам импульс к борьбе. Сначала двое моих двоюродных сестер и я, а затем и другие молодые люди из моей семьи решили присоединиться к YRK после смерти Зилан Габар. Мы сразу почувствовали связь с Зилан и тем путем, по которому она шла», — вспоминает Дживанро.

В то время она, как боец ​​YRK, была мало знакома с идеями Абдуллы Оджалана и курдского освободительного движения. «Мы почти ничего не знали о нем. Оглядываясь назад, я думаю, что это было закономерно для семей в Джаванруде, которые были отмечены патриархальным насилием. Очевидно, они хотели помешать нам узнать что-либо о движении за свободу любой ценой. Телевидение, например, было строго запрещено. Только когда мы присоединились к партизанам, мы узнали, почему Оджалан заключен в тюрьму на Имралы и за что на самом деле сражается это движение. По сути, мы даже не знали, что за цель была у этого сопротивления».

«Путь в горы»

В партизанском движении Зилан Дживанро наконец познакомилась с мыслями Абдуллы Оджалана. Она занималась идеей построения свободной жизни и выработала понимание менталитета курдского освободительного движения. «Но моим главным намерением было и остается отомстить за смерть Зилан Габар. Это не останется безнаказанным, поскольку именно наемники были ответственны за ее смерть», — говорит Дживанро.

«Религиозные фундаменталистские группы продолжают доминировать в городе Джаванруд. Поскольку государство не предоставляет перспектив для молодежи, многие молодые люди страдают от наркомании. Финансирование потребления означает, что многие жители должны постоянно заботиться о своей личной безопасности. Преступные действия, такие как грабежи, являются здесь обычным делом», — объясняет молодая партизанка.

В конце нашего разговора Зилан Дживанро обратилась к людям в своем родном городе: «Любой, кто избежал социальной маргинализации со стороны режима, оказывается на грани потери своей культурной самобытности, будучи завербованным в качестве информатора в такие организации, как Basij-e Mostaz'afin.

Я призываю молодежь Рожхилата (восточный Курдистан): не обманывайтесь этой коварной политикой и не молчите, когда угнетают наш народ. Приходите в горы и живите здесь дружной и справедливой жизнью».

*-террористическая организация, запрещенная на территории РФ