Несмотря на то что Курдистан время от времени был свидетелем одностороннего прекращения огня и даже проходил «процесс поиска решения» в течение почти двух лет, в регионе все еще нет никаких шансов на мир.
Война продолжается уже почти 40 лет, но тот факт, что нет возможности заключить мир в ближайшем будущем, не означает, что не будет никакой борьбы.
Сегодня есть импульс, желание среди части социальной базы, которая хочет говорить о мире, а не о войне. Было бы правильно сказать, что этот позыв обусловлен женщинами.
С другой стороны, участие женщин как в военных, так и в мирных процессах, таких как события в Рожаве, означает, что впервые в этих странах гендерные вопросы стали вообще рассматриваться. Это показывает, насколько необходимо думать и обсуждать эти процессы.
Женщины и ЛГБТИ – это те, кто больше всего страдает от войны с точки зрения пола. Маловероятно, что процесс развития без женщин и гендерного подхода будет чем-либо, кроме контракта в рамках самой патриархальной системы, а раны войны будут лишь прикрываться или обсуждаться.
Трудно говорить без учета пола
В книге «Гендерное общество и мир», написанной Нисан Алиджи и Гюнеш Дашли, представлен гендерный взгляд на страны, находящиеся в состоянии конфликта или выходящие из состояния войны и участвующие в мирном процессе. Это вклад в дискуссию, которая идет в Турции по этим вопросам.
Авторы пишут: «Женщины, которые были непосредственно затронуты войной в Курдистане и часто чувствовали себя ответственными за нее, были теми, кто призывал к миру больше всего. Меры, принимаемые для установления мира, часто включают в себя требования справедливости, борьбу за память, противодействие различным аспектам социального неравенства и требования гендерного равенства».
В книге рассматриваются мирные процессы, происходившие во многих странах, и обращается внимание на важность феминистской и гендерной интерпретации войны и мира.
Кроме этого, в книге подчеркивается недостающий аспект многих дискуссий, а именно концептуальный. С этой целью в книге представлено множество примеров дискуссии о гегемонии, мужественности, женственности, насилии и поле.
В качестве примера подобных процессов в странах, несмотря на все их различия между собой, в книге рассматривается мирный процесс в Колумбии, который показывает, что опытом можно делиться. «Когда мы смотрим на колумбийский вопрос, - говорят авторы, - то понимаем, что земельный вопрос является одной из важных тем, которая будут обсуждаться при решении курдской проблемы. Гендерный анализ следует проводить, когда речь заходит о территориальных вопросах и вынужденной миграции и возвращении в деревни в 90-е годы в Турции. Важно создать механизмы, позволяющие курдским женщинам иметь право на то, чего они заслуживают, когда они возвращаются на свои земли».