«Поддержка ЕС в области управления миграцией Турции должна быть обусловлена продемонстрированными гарантиями того, что такая поддержка не способствует отказу людям в их праве искать убежище или возвращению их в места, где их жизни или свободе будет угрожать опасность».
Турция вынуждает десятки тысяч афганцев возвращаться на сухопутную границу с Ираном или депортирует их непосредственно в Афганистан практически без рассмотрения их заявлений о международной защите, говорится в опубликованном сегодня докладе Human Rights Watch.
В 73-страничном докладе «Никто не спрашивал меня, почему я покинул Афганистан» говорится, что Турция усилила давление и активизировала депортации в Афганистан после захвата власти там талибами в августе 2021 года. Кроме того, Human Rights Watch также обнаружила, что афганцам в Турции не дают зарегистрироваться для получения международной защиты и что афганцам, которым грозит неминуемая депортация, часто не дают возможности подать заявление о предоставлении статуса беженца. По состоянию на 20 октября 2022 года Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Турции сообщило о 238 448 «нелегальных мигрантах, чей въезд в нашу страну был предотвращен» в 2022 году, большинство из которых были афганцами. Турция заявила о депортации 44 768 афганцев воздушным транспортом в Кабул за первые восемь месяцев 2022 года, что на 150% больше, чем за первые восемь месяцев 2021 года.
«Хотя Турция по праву заслужила международное признание и поддержку за то, что приняла наибольшее число беженцев из всех стран мира, она одновременно вынуждает многих афганцев возвращаться на границу или депортирует их в Афганистан, практически не рассматривая их прошения о международной защите, — сказал Билл Фрелик, руководитель отдела по правам беженцев и мигрантов Human Rights Watch. — Турция должна немедленно прекратить это регулярное выдворение афганцев и предоставить людям, которым грозит депортация, возможность подать заявления о предоставлении статуса беженца».
Турция принимает самое большое число беженцев из всех стран мира — 3,9 миллиона человек, 3,6 миллиона сирийцев, получивших временную защиту, и 320 тысяч других лиц, в основном афганцев.
Human Rights Watch опросила 68 афганцев, 38 из которых рассказали о 114 инцидентах, связанных с выдворением, в период с января 2021 по апрель 2022 года. Все мужчины и мальчики, приехавшие без женщин —членов семьи, лично испытали или были свидетелями того, как турецкие власти избивали или иным образом издевались над ними и другими, кто был с ними. Многие также говорили, что турецкие пограничники стреляли в их сторону, иногда в них самих, когда они приближались или пытались пересечь границу.
Human Rights Watch обнаружила, что многим афганцам, которым грозит неминуемая депортация, не дают возможности подать заявление о предоставлении статуса беженца или иным образом оспорить выдворение. Их вынуждают ставить подписи и давать отпечатки пальцев для бланков добровольного возвращения, получают эти данные путем обмана или подделывают их.
Ответные меры нарушают многочисленные нормы в области прав человека, в том числе запрет на коллективную депортацию в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека, право на надлежащую правовую процедуру в Международном пакте о гражданских и политических правах и принцип невыдворения в соответствии с Конвенцией о беженцах 1951 года, которая запрещает возвращение беженцев в места, где есть угроза их жизни и свободе. Турецкое законодательство также запрещает принудительную высылку из страны.
Поскольку турецкие власти препятствуют доступу к убежищу, насильственно высылают людей, которые выглядят как беженцы, и совершают другие злоупотребления в отношении мигрантов и лиц, ищущих международной защиты, Турция не соответствует критериям безопасной третьей страны, предусмотренным законодательством ЕС в соответствии со статьей 38 Директивы о процедурах предоставления убежища, заявила Human Rights Watch.
«Ни одно государство-член ЕС не должно отказывать в доступе к убежищу афганцам или другим гражданам под предлогом того, что Турция будет для них безопасной третьей страной, — сказал Фрелик. — Поддержка ЕС в области управления миграцией Турции должна быть обусловлена продемонстрированными гарантиями того, что такая поддержка не способствует отказу людям в их праве искать убежище или возвращению их в места, где их жизни или свободе будет угрожать опасность».